Александр Ефанов: «Инвестиции в IT – это не расходы, это уже доходы» A A= A+

О том, как менялись подходы к автоматизированным банковским системам порталу Finversia.ru рассказал Александр Ефанов, руководитель департамента внедрения «Компании ИНВЕРСИЯ».

- Александр, вы делали проект для «Тинькофф Банка» в 2011 году. Именно с вашим проектом связан секрет успеха этого банка?

- Не думаю, что так буквально. Этот банк уже работал на рынке, и был на тот момент единственным полностью «онлайн банком», когда мы включились в работу с ними. Мы сделали для них проект по интеграции нескольких решений. Им нужно было перевести бэк-офисные бизнес-процессы на нашу систему с минимальными изменениями. Не расшатывать существующие взаимосвязи. Ставилась задача обеспечить стабильную и надежную работу бэк-офисной части банка. Необходимо было наладить бесперебойное интеграционное взаимодействие нашей ЦАБС с фронт-офисными системами. Конечно же, от того, насколько мы смогли решить поставленные перед нами задачи, зависело, в том числе, и успешность работы банка в целом. Надеюсь, наш проект внёс свой позитивный вклад в достижения «Тинькофф Банка».

- А почему они к вам обратились? Что у них было не так?

- Были определенные сложности с существующей АБС, в первую очередь связанные с финансовыми затратами на поддержку системы. Наши условия были гораздо привлекательнее. За полгода мы реализовали проект с этим банком, сейчас продолжаем успешно работать с ними. После внедрения основной системы, мы реализовывали и другие интеграционные решения для «Тинькофф Банка».

- А другие банки пошли по этому пути?

- «Тинькофф» был прорывным, на мой взгляд. После него стали и другие появляться. Мы в дальнейшем участвовали в нескольких такого рода проектах, где создавали новые интеграционные сервисы и затем стандартизировали их. В японско-российском банке (ЯР-Банк), ОТП Банке, в Алмазэргиэнбанке эти интеграционные решения получили своё существенное развитие. С 1 ноября стартовал пилотный проект в Киви Банке.

- В чем ценность ваших интеграционных решений? В сокращении издержек?

- Интеграционные задачи возникали всегда. Еще 15-20 лет назад, когда началось активное внедрение автоматизированных банковских систем, мы сталкивались с необходимостью реализации каких-либо стыковок практически в каждом проекте. Хотя это были, все-таки, по большей части локальные решения. Но все стремительно развивается. И от локальных задач мы стали переходить к комплексным интеграционным проектам, создавать и развивать комплексные интеграционные решения. Несколько лет назад это было относительно новым для нас направлением – комплексная интеграция. Наша ЦАБС, в такого рода проектах, выступила в новой роли - как ритейл-система, замыкающая на себе все процессы розничного бизнеса.

Сегодня, одним из основных векторов развития стал цифровой банкинг. Но, несмотря на широкий набор приложений, которые мы предлагаем банкам, а это в том числе и системы ДБО, всегда есть неохваченные нами области. Как говорится, «нельзя объять необъятное». Поэтому, потребность во взаимодействии различного софта сегодня особенно актуальна. Те решения, которые мы наработали за последние несколько проектов, позволили нам сформировать коробочную интеграционную часть, которую мы можем предложить клиенту.

- Вы как тот поезд, на подножку которого банки могут вскочить, чтобы оказаться в завтрашнем дне, стать тем самым современным цифровым банком.

- Мы стали востребованы там, где нужно интегрировать фронт-офисные системы с бэк-офисом. За последнее время мы реализовали три крупных комплексных интеграционных проекта. Когда вам нужно интегрировать различные системы в единую архитектуру, вам потребуется проделать гигантскую работу. Но можно взять наши коробочные решения, и существенно упростить задачи, у нас есть уже обкатанные сервисы.

Недавно прошёл Форум «Вся банковская автоматизация», я выступал там с докладом, рассказывал, как мы пришли к интеграционным коробочным решениям. В какой-то момент мы поняли, что нужно создавать единые стандартизированные вызовы и стали проводить работу по унификации наработанного функционала. Сейчас у нас уже есть готовые, унифицированные онлайн решения - начиная от обработки клиентских данных и заканчивая пакетными сервисами. И этот набор постоянно расширяется. Вот недавно сделали интересный онлайн-сервис. Это, когда система получает внешний запрос, внутри себя автоматически проверяет данные клиента по справочнику экстремистов, потом по справочнику недействительных паспортов, дальше сразу идёт в запрос БКИ, получение скорингового балла и только потом возвращается ответ. То есть, не нужно делать множество запросов, достаточно делать один вызов. И получить единый комплексный ответ.

Я говорю про шлюз Invogate, не первый год мы уже его используем, и в нем как раз объединены стандартизированные сервисы. Этот модуль предназначен для подключения внешних систем к нашей ЦАБС. Мы считаем, что это перспективное решение. В этом году сделали совсем новый интеграционный продукт - подсистему Invopro. Это интерфейс для обработки карточных авторизационных сообщений - онлайн взаимодействие с процессингом. Т.е. это промежуточное звено между процессингом и АБС, но с хранением и обработкой карточных транзакций. Наша система тут может выступать как мастер-система по ведению остатков. Это позволяет улучшить клиентский сервис, сделать возможным проведение в онлайн режиме бэк-офисных операций. Например, использовать онлайн-сервис для начисления баллов лояльности. Я знаю, что есть банки, у которых баллы начисляются спустя месяц. Мы же можем сделать так, чтобы баллы начислялись моментально, при проведении карточных операций.

- АБС 15 лет назад и сейчас – как это на пальцах?

- Если сравнить, что было 15 лет назад, то, конечно, сделан существенный скачок. Я пришёл в «Компанию ИНВЕРСИЯ» почти 14 лет назад и своими глазами видел, как развивалась система. Например, где-то в конце 90-х – начале нулевых состоялся концептуальный переход от цифровой версии на символьную, была реализована мультифилиальность, затем, обеспечен режим взаимодействия трёхзвенной архитектуры. Разработано и автоматизировано большое количество новых направлений, новых модулей. Объем был проделан громадный. Большую роль в этом сыграли и системные разработчики, и менеджеры-аналитики, и конечно же руководство компании, которое определяло курс развития наших продуктов. Ну вот представьте, как если взять мобильный телефон 15 лет назад и сегодня: позвонить вы сможете, все остальное – увы. Объем функциональности, безопасности и быстродействия сегодняшней системы не сопоставим.

- Что такое онлайн- и оффлайн-интеграция?

- 15 лет назад мы в каждом проекте сталкивались с тем, что нужно было производить файловые загрузки и выгрузки. Надо было сначала из одной системы сформировать файл, дальше обработать, загрузить в другую систему. Да и сейчас такое встречается. Это занимало время. Онлайн-интеграция практически не зависит от человеческого фактора. Вот раньше нужно было звонить на коммутатор, ждать. А сейчас вы звоните и вас сразу соединяют. Вот ответ на ваш вопрос. Онлайн-интеграция быстрее, мобильнее и удобнее. Бизнес выбирает её, разумеется.

- А риски?

Минимизируются, влияние человеческого фактора сводится к нулю. Работает техника. Когда мы приходим в новый проект, все в основном спрашивают только про онлайн-интеграцию.

- Как вы относитесь к дилемме аутсорсинга и «in house»?

- У тех банков, у которых достаточно денег, могут, конечно позволить себе держать большой штат программистов. Но далеко не все могут себе это позволить. Затраты в несколько раз превышают те суммы, которые банк тратит на внешнюю поддержку.

- Как вы думаете, будущее за аутсорсингом?

- Думаю, за разумным миксом.

- Как вообще обстоят дела с компетенцией внутри российских банков?

- Когда мы внедряем систему, мы много внимания уделяем обучению сотрудников банков, тестируем, помогаем разобраться, стараемся обучить людей. Проводим отдельные вебинары, семинары.

- Как считаете, в банке должны быть люди, компетенции которых достаточно, когда вы внедряете свои решения?

- Конечно! Если говорим об IT, то поддержка системы – вещь специфическая. Стараемся работать и находить понимание того, что мы делаем. Чтобы мы могли говорить на одном языке. Считаю, это правильно.

- Аутсорсинг начинается с определённого развития компания, с определённого этапа зрелости?

Да, когда банки чётко понимают, что им нужно.

- Наши банки - зрелые?

- Я в последнее время сталкиваюсь с достаточно квалифицированными сотрудниками. Уровень существенно вырос. Если кто-то считает, что сейчас может прийти в условно, средний банк и начать вешать лапшу, то он ошибается.

- Недавно в Казани был форум Finopolis, там целая сессия была посвящена аутсорсингу. В ЦБ в ужасе от культуры безопасности в российских банках, от культуры защиты данных. Это немного опровергает ваш оптимизм…

- Помню, возникали такие дискуссии лет пять назад. Я сталкивался. Например, с уровнем доступа, когда чуть ли не каждый сотрудник мог «наследить». Но последнее время к этому стараются подходить более осторожно. Вопросам безопасности стал уделяться наивысший в приоритет.

- Чья эта заслуга? Регулятора?

- Думаю, внутренняя культура, изменилась в лучшую сторону. Регулятор, конечно, вносит свой вклад, но понимание важности вопросов безопасности играет тут первую скрипку.

- Как считаете, IT – это все ещё расходы, или это уже доходы?

- В зависимости от того, с какой стороны смотреть. Думаю, что все-таки, доходы. Все это окупается при разумном подходе. Опять-таки, возвращаясь к «Тинькофф» - посмотрите на результаты, например, за 2-й квартал 2016 года по сравнению с предыдущим. Хорошие показатели. А это, по информации самой компании, в том числе, и за счет развития новых направлений.

- Насколько коробочные решения от «Инверсии» открыты?

- Мы всегда отличались тем, что наша система с открытым кодом. Это наш плюс, наши клиенты могут сделать что-то сами, мы не закрываем ни одну процедуру, ни одну функцию.

- Есть ли у вас проекты с другими финансовыми компаниями?

- Да, делаем проект сейчас с одной микрофинансовой организацией, ещё три таких компании должны вот-вот подключиться.

- Какие выгоды им можете предложить?

- Насколько я знаю, в ближайшем году микрофинансовые организации должны в тестовом режиме перейти на новый план счетов, вести учет в соответствии с «банковским» стандартом. А с 01 января 2018г. официально отчитываться перед ЦБ. Мы сегодня уже можем предложить «микрофинансам» наши готовые решения, включая формирование отчетности.

Федор Чайка, Finversia.ru