Анна Зеленцова: «Регуляторы всего мира не успевают за бурным развитием цифровых услуг» A A= A+

Стратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Анна Зеленцова подвела итоги делового сезона и рассказала о повестке встречи G-20 по вопросам повышения финансовой грамотности, которая предстоит в июле.

- Завершился деловой сезон. Какие выводы можно сделать по итогам работы по повышению финансовой грамотности населения?

- В нашем случае трудно сказать, что деловой сезон завершился. Лето – время, с одной стороны, менее активное, но в то же время мы продолжаем работать. Совсем недавно мы с коллегами вернулись из «Орлёнка», всероссийского детского центра, где проводили специальный семинар для педагогов, для организаторов детских центров. Мы хотим, чтобы «Орлёнок» стал всероссийской базой, на которой бы обучали представителей других лагерей и детских центров.

Конечно, вы совершенно правы, что летом сезон менее насыщенный, и можно подвести некоторые итоги. В первую очередь, итоги Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодёжи. В этом году мы побили свои прежние рекорды. Два с половиной миллиона детей, молодых людей приняли участие в различных видах активностей. Но очень важно, что, помимо молодёжи, приняли участие и взрослые. Например, только онлайн- родительское собрание посетили более миллиона родителей, которые захотели научиться правильно разговаривать с детьми про деньги. Собрание было организовано совместно с журналом «Домашний очаг» и социальной сетью «Одноклассники».

В этом году мы ждём подготовки второго тиража учебных пособий по финансовой грамотности. Их доработка уже завершена. Около девяти миллионов учебных пособий отправятся в регионы России. Около шестидесяти регионов изъявили желание преподавать по нашим учебным пособиям. Это гигантский тираж, в Министерстве образования и науки (тогда ещё, а теперь – Министерстве просвещения) сказали, что такого тиража в современной России не припомнят.

Все материалы Finversia-TV

- Для кого эти пособия?

- Эти пособия ориентированы на детей, учащихся школ со второго по одиннадцатый класс, также есть методические рекомендации для педагогов. Мы их обучаем, повышаем их квалификацию, чтобы им легче было в такой новой сфере разобраться. И также есть материалы для родителей. То есть, так называемый учебно-методический комплект содержит три книги: для детей, для педагогов и для родителей. Мы считаем, что только в таком взаимодействии, когда родители также вовлечены в образовательный процесс, можно добиться результатов. Потому что финансовая грамотность – это всё-таки прикладная вещь, а не теория. Это то, чему ребёнок должен обучаться в домохозяйстве, в семье, на практике. Пособия были доработаны по итогам апробации. Скоро они отправятся в печать и до конца этого года придут в наши регионы.

- Помимо печатных пособий, какие ещё методики могут продемонстрировать эффективность?

- У нас очень много методик. Не случайно я начала с того, что мы впервые провели семинар в «Орлёнке». Школьное образование мы уже достаточно активно задействовали, теперь мы идём дальше – в детские лагеря, в дома дополнительного образования детей и т.д. И вот здесь форматы и методики наиболее эффективны игровые. Я сама убедилась в этом ещё раз в «Орлёнке», где наши игротехники, наши специалисты проводили с ребятами игры. Ребята были просто в восторге. Это была такая показательная, короткая игра, а сейчас «Орлёнок» будет внедрять её на постоянной основе, она внедряется и в других, в городских детских центрах. Ребята впервые, может быть, на практике стали считать бюджет. И задумались. Они говорили нам по итогам: «Оказывается, это всё непросто. Я теперь понимаю моих родителей, понимаю, когда они мне отказывают в чём-то, потому что это непросто – свести бюджет, свести доходы и расходы, чтобы всем хватило на всё самое важное». Им очень интересно было, игра всех захватила. У нас было моделирование: Центральный Банк, Роспотребнадзор, различные финансовые организации… Нужно было разобраться, что же они такое предлагают, эти финансовые организации, что там за кредит им хотят дать или, наоборот, открыть депозит, как не попасть в какие-то ловушки. Это было очень ярко. Такие методики, которые сочетают что-то новое образовательное и, в то же время, развлечение – они очень популярны, поэтому мы их с удовольствием используем.

Если детям мы пытаемся включить какие-то модули в образовательный процесс (потому что, понятно, система образования работает с целыми поколениями и, конечно, проще всего включать финансовую грамотность именно в школьную программу), то что делать со взрослыми, как их учить? Вы сами недавно прошли обучение как тьютор. Тоже, наверное, уже видите, что это не всегда просто – работать со взрослыми.

- Абсолютно соглашусь.

- Какие здесь возможны направления. Мы стараемся задействовать различные СМИ. Например, «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» выступили с таким партнёрским проектом – они делают специальные колонки, специальные разделы о финансовой грамотности. Для обычных людей, чтобы они что-то почитали, что-то вынесли полезное.

Мы пошли ещё дальше. На телевидении несколько месяцев назад вышел сериал «Не в деньгах счастье», он доказал свою успешность, и теперь его показывают уже по второму разу. Мы включили туда элементы финансовой грамотности. Сериал, можно сказать, женский, про одну замечательную женщину, которая, в том числе, работает в банке обычным сотрудником. И туда добавлены элементы, например, о том, как правильно пользоваться банковской картой, что нужно не говорить и не показывать свой пин-код, что нужно защищать карту, как отвечать на потенциальные мошеннические действия. Вот такое образование через развлечения мы стараемся внедрять.

Конечно, в этом году одна активная часть работы у нас закончилась, но мы уже готовимся к осени, у нас будет большое мероприятие – Всероссийская неделя сбережений. Это мероприятие для взрослых, оно пройдёт в конце октября. И в рамках этой недели, да и в целом, мы сейчас стараемся задействовать всё больше такой формат, как обучение на рабочем месте. Международные исследования показывают эффективность и результативность этого формата. Он полезен не только для самого работника, но и для работодателя. Работодатель, который хочет, чтобы его сотрудники повышали производительность труда, чтобы они не болели, соответственно не пропускали работу, а работали эффективно, хорошо, приносили пользу компании, такой работодатель должен быть заинтересован в повышении финансовой грамотности. Потому что по статистике люди, у которых есть финансовые проблемы, например, долги, кредиты, которые они не могут выплатить, они…

- Чаще болеют?

- Они чаще болеют, они пропускают работу (абсентеизм так называемый увеличивается), плюс у них падает мотивация, производительность труда. А болеют они, потому что находятся в стрессе. Получается, есть заинтересованность работодателя в том, чтобы таких проблем не возникало или они проходили как можно мягче. Поэтому мы будем этот формат внедрять в России, он успешно показал себя в ряде стран. У нас есть статистика из Голландии, из Великобритании: на каждый евро или фунт, вложенный работодателем в повышение финансовой грамотности сотрудников, есть отдача в несколько раз. Для бизнесменов, мне кажется, всегда цифры играют роль. Конечно, в России есть своя специфика. Но мне кажется, что есть уже не просто социально ответственные компании, но компании, которые стратегически понимают, что их сотрудники – это тоже часть их капитала. Есть программа «Здоровье на рабочем месте», а мы вот будем развивать программу «Финансовая грамотность на рабочем месте». Такой вот важный формат.

Кроме этого, конечно же, у нас много эффективных форматов. Мы в апреле первый раз приняли участие в Международном образовательном салоне на ВДНХ. Четыре дня шёл этот салон, мы показали много мастер-классов и поняли, что нужно проводить больше так называемых «дней открытых дверей». Мы решили в ноябре провести дни открытых дверей проекта, позвать педагогов, специалистов различных, чтобы провести мастер-классы, показать, что в рамках проекта уже накоплено. Конечно, всё это есть на нашем сайте – Вашифинансы.рф, где можно бесплатно все материалы скачать, но часто лучше увидеть один раз своими глазами, чем несколько раз прочитать или где-то услышать. Ну и, конечно же, мы планируем делиться опытом в рамках Глобального симпозиума. В этом году в России 4-5 октября впервые пройдёт Глобальный симпозиум по финансовой грамотности, который Министерство финансов организует совместно с ОЭСР, Организацией экономического сотрудничества и развития – одна из ведущих организаций по развитию финансовой грамотности в мире, наряду с Всемирным банком. Мы пригласим прессу, приедет очень много международных экспертов, мы пригласим российское профессиональное сообщество, чтобы поделиться друг с другом опытом.

- Скоро пройдёт ещё одно важное мероприятие – это встреча G-20 по вопросам повышения финансовой грамотности. С чем Россия выступит на этом мероприятии?

- G-20 активно ведёт эту повестку – повестку финансовой грамотности, ещё, кстати, со времени российского председательства в 2013 году. Была создана специальная подгруппа по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, в которой Россия до сих пор в моём лице сопредседательствует. И, конечно, каждый год мы готовим новые материалы, новые интересные вопросы поднимаем. В этом году под председательством Аргентины акцент делается на цифровую финансовую доступность и связанные с ней проблемы финансовой грамотности и защиты прав потребителей. Не секрет, что цифровая финансовая доступность, с одной стороны, многократно увеличивает наши возможности – это скорость платежей, удобство, комфорт, много-много преимуществ цифровых финансовых услуг. В то же время, возрастают и риски из-за такой скорости, простоты, удобства, к тому же часто речь идёт о трансграничных операциях. Вы покупаете в каком-то интернет-магазине, вы даже не знаете, где этот магазин зарегистрирован, какой он юрисдикции принадлежит, и если что-то происходит не так – к кому вообще обращаться, кому жаловаться? Пока что регуляторы всего мира не успевают за таким бурным развитием цифровых услуг. И задача «двадцатки», в том числе нашей группы – дать регуляторам во всём мире помощь, поддержку, рекомендации совместно с нашими экспертами, каким образом защитить потребителя, защитить его персональную информацию, защитить его там, где ситуация касается даже не одной страны, а где финансовые услуги приходят из одной страны в другую. Такие документы готовятся и затем принимаются на уровне или министров финансов, или лидеров стран. В этом году мы готовим такой документ как раз по финансовой грамотности и защите прав потребителей – что страны могут и должны сделать (целый комплекс практических мер). Предлагаются лучшие практики, что и где в мире уже сделано, потому что кто-то уже ушёл вперёд, хорошо внедрил те или иные элементы. Наши эксперты это анализируют, и мы даём рекомендации странам «двадцатки». Дальше задача каждой страны – реализовать их у себя в своей юрисдикции.

Это работа постоянная, в долгую. Что интересно, «двадцатка» сейчас стала уделять большое внимание исследованиям. Если раньше мы проводили своё собственное исследование уровня финансовой грамотности, а другие страны – некоторые проводили, некоторые нет, то с прошлого года в рамках «двадцатки» проводятся сравнительные исследования уровня финансовой грамотности. И мы уже можем посмотреть, как мы выглядим на фоне других. Мы на фоне «двадцатки» сейчас по взрослым находимся на девятом месте, практически по середине, мы такие «середнячки». Но если принять во внимание, что «двадцатка» – это ведущие экономики мира, то это не такой уж плохой результат. В то же время мы видим, в чём мы отстаём, и какие факторы привели страну-лидера рейтинга к этому лидерству. Это также позволяет вырабатывать более эффективные меры на национальном уровне.

- А какая страна сейчас лидирует и какие факторы привели к этому?

- Если говорить о взрослых – лидирует Франция. К этому привели специфические факторы. С одной стороны, во Франции осталась культура сбережений. Это очень важный компонент финансовой грамотности. С другой стороны, финансовая система устроена так, что нет в нашем традиционном понимании кредитных карт, нет такого уровня задолженности людей и такого чрезмерного использования кредитов необеспеченных, самых лёгких и доступных, как в России, как во многих других странах, у них нет. Сочетание этих факторов привело вот к такому положительному результату.

А если говорить о детях, о подростках, то в этом году Россия участвует в очередном раунде исследования PISA – международного исследования уровня финансовой грамотности. Его уже провели «в поле» 42 региона, мы пока не знаем результаты, они будут позже, и мы обязательно о них расскажем. Но по итогам прошлого исследования мы из восемнадцати стран находимся на четвёртом месте. И это очень хороший прогресс, очень хороший результат. Дети наши опережают по динамике, по росту финансовой грамотности взрослых. И это тоже во многом результат активных усилий по повышению финансовой грамотности, а также того обстоятельства, что детей легче обучить, чем переучивать взрослых. Взрослые задумываются чаще всего, когда у них уже появилась какая-то проблема. И-то не всегда. Если есть какая-то проблема – он пытается понять, как её решить, куда обратиться. Слой взрослого населения, которое «профилактически» думает о том, как не допустить проблему, пока ещё в России не очень велик, но мы очень стараемся совместными усилиями увеличить его.

Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Кандидат педагогических наук. Проходила различные образовательные программы, включая Европейскую МВА (Великобритания) и курс МВФ (IMF) по финансовой доступности. Получила международную аккредитацию Международного института развития (Великобритания) и Международного форума лидеров бизнеса (Великобритания) в качестве профессионального брокера межсекторных партнерств по устойчивому развитию. Является автором и соавтором многих публикаций, включая монографию «Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика».

В 2006-2009 году руководила российским филиалом Международного форума лидеров бизнеса Принца Уэльского (IBLF), организовала в России первое межсекторное партнерство по финансовой грамотности, являлась сопредседателем координационного комитета по финансовой грамотности при поддержке Государственной думы и Минфина России.

Стратегический координатор Проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». С 2012 года представляет Россию в Группе двадцати (G20) по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. В 2012- 2014 годах являлась сопредседателем Глобального партнерства за финансовую доступность (G20 GPFI). В 2012 году активно участвовала в председательстве России в АТЭС, а в 2013 году в деятельности Экспертного совета по проведению председательства России в G20, подготовке Саммита в Санкт-Петербурге. Представляет Россию в Совете Международной сети по финансовому образованию Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).

  • Дарья Балабошина
  • Finversia.ru