Finversia-TV
×

Виктор Гришин: «Повышение реальных денежных доходов населения – основная задача нового состава правительства» A A= A+

19.05.2018

Мир сегодня переживает изменение макроэкономической парадигмы, связанное с технологическим прогрессом, высокой волатильностью ключевых показателей и расширением вариативности, как в социально-экономической, так и геополитической сфере. Об этом в интервью порталу Finversia.ru рассказал Виктор Гришин, доктор экономических наук, профессор, ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

- Виктор Иванович, какой общий диагноз вы могли бы поставить текущему состоянию отечественной экономики? В том числе в общемировом макроэкономическом контексте.

- Простое ранжирование ситуации с использованием общепринятых цифровых параметров, скорее всего, не даст полной картины происходящего. Необходим неординарный и соответствующий сегодняшним реалиям новый подход к оценке и последующему прогнозу.

Современное восприятие макроэкономики перестает быть чисто экономическим. Оно тесно сопряжено с научно-технологическим, внутриполитическим и, конечно, социальным состоянием общества. Далеко не всегда в нынешней ситуации сухие цифры они отражают уровень развития того или иного государства, и все реже объективно свидетельствуют о деловом и социальном самочувствии в обществе. Сейчас уровень благосостояния народа и место государства на мировой арене определяются далеко не только стандартным набором количественных показателей. Скажем, военно-техническая, оборонная составляющая, как свидетельствует развитие событий на мировой арене, в последние годы, вышла на одно из первых мест и как бы органично дополняет «чистые» макроэкономические параметры. В последнее десятилетие мы, даже не замечая этого, переместились в несколько иную экономическую реальность: она сложнее для управления и контроля, но и гораздо интереснее для практического осмысления и решения насущных проблем.

Уже на протяжении фактически десяти лет мир ощущает макроэкономический дисбаланс, а проще говоря, кризис. Здесь уместно упомянуть о классических противоречиях в современном макроэкономическом понимании проблем: среднемировые темпы роста ВВП составляют, приблизительно, 3,5%, при этом наступил безинфляционный период. Но одновременно резко ухудшились социальные показатели: растет безработица, усиливается социальное неравенство между различными группами населения. Мир столкнулся с таким явлением, как хроническая бедность – оно стало основой бытия для многочисленной категории людей в течение всей жизни.

При этом, на мой взгляд, темпы роста мирового ВВП сейчас достигли циклического пика. И в дальнейшем – из-за падения спроса на продукты экономической деятельности со стороны государства и населения – показатели, вполне вероятно, будут снижаться. Исключением могут стать разве что отдельные страны – Китай, Индия, возможно, США.

В России в 2017-ом и начале 2018 года ситуация во многом напоминает общемировую. Хотя, в нашем случае из-за санкций со стороны большинства западных государств, кризисные явления ощущались гораздо больнее, особенно в 2015-2016 годах.

Современное макроэкономическое положение в России – это результат преодоления тернистого пути испытаний в последние несколько лет. И он связан с целой чередой непредсказуемых открытий – в том числе, в плане собственно возможностей и потенциала нашей экономики. Если рассматривать макроэкономическую ситуацию в мировом, региональном, национальном и наднациональном (допустим, в рамках взаимодействия с ЕС, ЕАЭС и т.д.) контекстах, то весь спектр событий, начиная с 2007 года, можно, пожалуй, обозначить двумя словами: непредсказуемость и волатильность. Они характеризуют не только экономическое состояние, но и политику, и межгосударственные отношения на разных уровнях.

- Хоть вы и говорите, что цифры сегодня – не главное, но все же ориентироваться мы можем только на них. Можете ли вы все же дать какую-то количественную оценку происходящему?

- Если говорить о макроэкономических показателях, какие общество привыкло наблюдать и анализировать, то здесь я склонен дать сдержанно-оптимистический прогноз. Это постепенный рост ВВП, который после 2020 года должен, по нашим оценкам, выйти на уровень 4% ежегодного прироста.

Отдельно скажу об инфляции. В последние годы российские финансовые власти делали акцент на ее максимально возможное сдерживание. Но ведь это далеко не главное, если мы хотим добиться роста реальных доходов населения и бороться с бедностью. Таковы особенности нынешней макроэкономической парадигмы, основанной на особенностях пространственного и социально-экономического развития России.

Поэтому делать ставку на сохранение достигнутого в прошлом году уровня инфляции в 2,5%, на мой взгляд, ошибочно. Другое дело – инфляция в управляемом диапазоне на уровне 3,5-4% (иногда, возможно, и более). То есть такая, при которой без особой оглядки можно привлекать инвестиции в реальный сектор и осваивать новые территории. А вообще чрезмерное внимание российских финансовых властей к данному показателю не обеспечивает для страны поступательных темпов роста.

- Каковы дальнейшие действия?

- На первый план выходит новая роль государства, которому необходимо одновременно решать задачи по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения и повышению ожидаемой продолжительности жизни, ускорению экономического роста и снижению уровня бедности. К счастью, это хорошо понимают российские власти. Президентом РФ в послании Федеральному Собранию главные приоритеты в макроэкономической сфере в марте нынешнего года обозначены в виде своеобразной триады задач – борьба с бедностью, рост реальных доходов населения. И как основа этого – достижение темпов роста экономики, ВВП, превышающих среднемировые показатели.

Но выполнить эти задачи в условиях усиливающейся транснациональной и межстрановой конкуренции можно только при условии полного технологического перевооружения в ближайшее десятилетие. Президент даже использует термин «технологический прорыв».

Драйверами реализации нынешних национальных целей и стратегических задач, поставленных в новом президентском майском Указе в 2018 году, могут стать такие механизмы, как «фабрика проектного финансирования» и «инфраструктурная ипотека». Впервые о них руководитель государства заявил еще два года назад на одном из совещаний с представителями экономического блока.

Это проекты, можно сказать, ГЧП 2.0 для различных потенциальных пользователей и выгодополучателей, адаптированные для нынешних условий. По существу, это перспективный маневр в условиях недостатка свободных инвестиционных ресурсов. Различия между «фабрикой» и «ипотекой» связаны с социально-экономическим значением выбранных объектов, с количеством пользователей, заявленных в качестве основных участников проектов.

В первом случае в качестве объекта финансирования выступает, как правило, заявленный каким-либо участником проект, одобренный уполномоченным государством оператором – ВЭБом.

Во втором случае речь идет о более затратных и длительно окупаемых инфраструктурных объектах. По сути, пользователи, подтверждая будущую платежеспособность в результате эксплуатации, получают на условиях ипотеки часть крупного инфраструктурного объекта. По мере использования, осуществляют расчеты с кредиторами, ранее обеспечившими строительство и ввод в эксплуатацию данного объекта. Это принципиально новые финансовые инструменты для России. Раньше нечто подобное осуществлялось на региональном уровне, однако в национальном масштабе и в значительных объемах инструмент пока не использовался. Необходимо обеспечить в течение 2-3 лет «обкатку» внедряемых механизмов, а потом уже делать далеко идущие выводы и тиражировать удавшийся эксперимент. Пока же мнение об этих государственно-частных и финансовых новациях у нас положительное.

Подспорьем в реализации национальных целей и стратегических задач могут стать обозначенные в том же в майском указе приоритетные национальные проекты и программы. Как известно, подобные инициативы начали реализоваться еще с 2005 года. Но тогда была совсем иная макроэкономическая ситуация, скажем, только прирост ВВП в 2007 году составил 8,5%. Ничего подобного в последние десять лет уже не было. Поэтому целевые установки должны быть в максимально возможной степени обеспечены всеми ресурсами, и не только финансовыми, но и материальными, управленческими, квалифицированными трудовыми и пр.

- Все будет тщетно без повышения уровня жизни населения, без роста платежеспособного спроса.

- Конечно, обеспечение роста реальных денежных доходов населения – это основная задача нового состава правительства на ближайшие годы. Необходим постоянный мониторинг этого важнейшего макроэкономического показателя, включение перманентного режима оперативного реагирования на возникающие вызовы. Поступательный рост доходов является одним из важнейших компонентов совокупного спроса. И в итоге – фактором роста национальной экономики.

В последние пять лет среднегодовая динамика этого показателя – минус 1,5%. Поэтому и бедность к концу пятилетки зашкалила. Более 20 миллионов человек оказались за ее чертой. Это недопустимо. По некоторым оценкам, правительству России для устранения сложившихся негативных диспропорций необходимо обеспечивать не менее 2,5-3% ежегодного прироста реальных доходов населения (домашних хозяйств).

Реальные доходы населения в определенной степени будут зависеть и от складывающегося курса рубля по отношению к базовым валютам – доллару и евро. Практика последних лет показывает, что верхний предел курса, достигнутый в результате тех или иных событий в глобальных финансах, внешнеэкономической или внешнеполитической сфере, далеко не всегда возвращается обратно «на круги своя».

- Между тем не секрет, что довольно значительные ресурсы, которые могли бы поработать на развитие экономики, находятся на руках у того же населения, что называется, «зашиты в чулок»? Как, на ваш взгляд, можно стимулировать инвестиционную активность простых российских граждан?

- Меры по стимулированию участия населения в инвестиционных программах на отечественном рынке уже не один год предпринимаются финансовыми властями, в том числе Минфином и Банком России. Внедряется обучение навыкам общения населения с рынком финансовых услуг.

Что касается того, инвестировать в инструменты фондового рынка или нет, то здесь важно понять, что современная экономика уже неразрывно «привязана» к рынку ценных бумаг, и без этого в обозримом будущем не обойтись. Только тот факт, что реальная стоимость компаний, их публичность и прозрачность определяются и подтверждаются на бирже, говорит о многом.

Однако для тех, кто собирается пользоваться инструментами РЦБ, важно правильно рассчитать свои силы и возможности, отнести себя к какой-либо группе инвесторов, учитывая разнообразные критерии (денежный актив для финансирования, уровень финансовой грамотности, сложившуюся в данный период макроэкономическую ситуацию и пр.). Непрофессионалам посоветовал бы ориентироваться на брокеров, имеющих лицензию, а небольшому кругу самостоятельных инвесторов быть более осмотрительными и, по возможности, просчитывать предполагаемые риски. Для отдельных категорий частных инвесторов рекомендовал бы пока быть крайне осторожным и внимательным при обращении к рынку криптовалют, здесь еще очень много неясного, непредсказуемого, а какие-либо формы регулирования или хотя бы выверенного консультирования вообще отсутствуют.

При этом сложившийся в классическом восприятии фондовый рынок – это уже неотъемлемая часть нашего экономического бытия. И прогнозы по его росту в обозримой перспективе имеют немало оснований, особенно, если отечественная экономика встанет «на крыло». Думаю, в ближайшее время в этом направлении может состояться прорыв при очередном выпуске гособлигаций для населения, так называемых «народных» ОФЗ.

- Многие авторитетные экономисты справедливо критикуют российскую власть за отсутствие четкой, понятной, комплексной стратегии экономического развития страны. Что вы думаете по этому поводу?

- Сегодня отдельные партии, общественные объединения, профсоюзы и прочие организации предлагают огромное количество своих вариантов стратегий. Их так много, что перечислять можно долго.

Думается, что многие из этих документов содержат идеи и предложения, которые можно обсуждать. Но только для того, чтобы использовать в основном правительственном документе, алгоритм для которого уже обозначен все в том же майском указе 2018. В срок до 1 октября текущего года должны быть подготовлены Основные направления деятельности Правительства и прогноз социально-экономического развития страны на период до 2024 года. Соответствующие задачи поставлены главой государства, установлены сроки, и любое обсуждение каких-либо других программ, по нашему мнению, уже не имеет серьезного практического смысла. Скажу откровенно: сейчас нужно, засучив рукава, заниматься работой. Обозначенные национальные цели и стратегические задачи развития необходимо «вписать» в конкретную практическую оболочку, в формате, наиболее приемлемом для реализации на всех уровнях.

Если к концу следующего года не появятся сколь-нибудь ощутимые сдвиги, в первую очередь в социальной сфере и в направлении технологической модернизации, то к нынешнему составу кабмина может возникнуть немало жёстких вопросов.

Рассуждать о макроэкономической ситуации, делать прогнозы можно бесконечно долго. Однако необходимо учесть, что только правильная расстановка приоритетов, грамотное и последовательное исполнение поставленных задач на практике, помогут добиться того, чтобы положительная динамика макроэкономических показателей в цифрах стала ощутима в реальной жизни.

Гришин Виктор Иванович, ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

В 1973 году окончил Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники по специальности «Инженер электронной техники».

До 1985 года занимал руководящие инженерные должности на различных предприятиях Мордовской АССР.

Затем работал в органах государственной власти республики Мордовия: в должности заместителя председателя Госплана, министра экономики.

В 1996 году назначен на должность заместителя председателя правительства Республики Мордовия.

Трижды избирался депутатом Государственной Думы РФ (третьего, четвертого и пятого созывов).

С 2000 по 2002 годы – заместитель председателя, в 2002-2007 годах – председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике Госдумы.

8 сентября 2008 года избран ректором Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

Награжден орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

  • Владимир Миронов
  • Finversia.ru