Слово главному редактору. Журнал "БДМ. Банки и деловой мир" №11 ноября 2015 A A= A+

Я давно поняла: главная польза зарубежных поездок — возможность взглянуть на себя со стороны, а по возвращении — увидеть родную страну чуть по-новому. Особенно после поездок на Родос, где мы уже больше 10 лет участвуем в Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций».

По сложившейся традиции основной раздел ноябрьского номера БДМ посвящает этому событию. Помнится, когда впервые решились на такой шаг, были сомнения: нужно ли это читателям делового журнала? Оказалось, нужно: наши читатели — люди с широким кругозором, и проблемы геополитики и глобальной экономики их интересуют не меньше, чем дела в собственном банке или компании.

Подробности о форуме и фрагменты некоторых выступлений вы прочтёте в номере. Но мы попытались взглянуть через призму его дискуссий и на наши внутренние проблемы. Собственно, проблема-то, по большому счёту, одна, но поистине глобальная — что же делать с нашей падающей экономикой? Тем более что, как утверждают специалисты, нынешний кризис не имеет прецедентов, и опыт 1998‑го или 2008-го года здесь мало чем поможет. И способы выхода из кризиса через девальвацию рубля или ценовой рывок на нефтяном рынке в данном случае не очень эффективны. Свой, довольно резкий взгляд на экономическую ситуацию предлагает в этом номере экономист Михаил Делягин. С ним можно не соглашаться по деталям, но мысль о том, что нынешняя экономическая модель себя изжила, по-моему, сомнений не вызывает. Сколько ни говори о структурных реформах, но если их всерьёз не провести, жизнь наша слаще не станет.

Трудно поверить, что в отечестве нашем перевелись экономисты, способные предложить работоспособную модель, и администраторы, готовые эту модель реализовать. Что же до самого реального сектора, то он, как показывает практика, весьма отзывчив даже на самые малые шаги государства ему навстречу. Достаточно вспомнить, как активизировался малый бизнес после принятия в 2004 году известного закона. Однако за 10 лет условия сильно поменялись — и, увы, не в пользу «маленьких» (как предприятий, так и банков). Остались — слова, правильные, обнадёживающие, отдающие должное бизнесу малых масштабов. Но всё-таки по большей части — пока лишь слова. Дождёмся ли реальных дел?

 

Людмила КОВАЛЕНКО