Finversia-TV
×

О свободе, законах и не отпускающей нас истории A A= A+

17.11.2013

коваленкоВиталий КОВАЛЕНКО

С Liberte начинается знаменитая триада, определившая на 200 лет вперед развитие мировой цивилизации. Всеми и всегда, однако, лозунг Великой французской революции произносился как триединое целое: «Liberte-Egalite-Fraternite!» И только в последние десятилетия мир стал сбиваться с проверенного временем курса — отбросив вначале «Равенство», а затем и никому не нужное «Братство». На месте утраченных идеалов разлеглась единственная и ничем не ограниченная «Свобода».

Главным либералом Советского Союза был, безусловно, его первый и последний президент. Это ему принадлежит судьбоносная фраза: «Разрешено все, что не запрещено». Коммунист Тарасов делом отреагировал на этот призыв и честно сдал в партийную кассу свой миллион рублей членских взносов (3% от заработка). Как при средней зарплате в 200 рублей он сумел получить свои 33 миллиона, и по сей день покрыто мраком. Но претензий к нему не предъявили, а значит, делал он только то, что не было запрещено законом.

И удивляться здесь нечему. В ту пору практически ничего не было запрещено из того, что уже нависало над страной и вскоре стало нашей повседневной практикой. Банкиры должны хорошо помнить то время, потому что отчетность банка на первых порах укладывалась в три машинописные странички. Таковы в ту пору были реалии, и разрушительную силу призыва Горбачева на их фоне трудно себе даже представить. Поспорить с нею может разве что не менее знаменитый призыв Ельцина: «Берите суверенитета — сколько сможете!»

Эти вехи, определившие возвращение капитализма в Россию, стали уже историей. Но историей действующей, из которой мы теперь никак не можем выбраться. Хотя Дума и работает на полную мощность, остряки даже прозвали ее «бешеным принтером», из которого нескончаемым потоком сыплются запреты: на курение, взятки, пьянство за рулем… А результата нет. И, главное, быть не может по той простой причине, что законы — оружие оборонительное. И оно, по определению, всегда будет уступать оружию наступательному. Понаделали американцы дронов-беспилотников и пуляют их через все и всяческие государственные границы — не запрещено. Нет в международном праве такого объекта и такого способа пересечения границы.

Получается тупик. И не только российский — в нем оказался весь наш «шарик», уже который год живущий в ожидании очередной волны кризиса. Все понимают, что выход — в отказе от неолиберальной парадигмы глобализации. Но, во-первых, чем заменить? А во-вторых — надо включать политическую волю. Для либералов это нож острый. О политической воле они вспоминают лишь в одном случае: когда стране нужно сделать гадость, политкорректно именуемую «непопулярными мерами». Даже сроки для этого строго расписаны: в первый президентский год рано, в четвертый поздно, а во второй и третий — в самый раз. Но почему бы не направить этот мощный государственный инструмент еще и во благо? Например, вернуть стране не только капитализм, но и буржуазную триаду идеалов, на которых он встал на ноги и успешно развивался.

Но они-то как раз и не «пишутся» в сегодняшние неолиберальные стандарты мышления. «Братство» — это чистая идеология: ужатая до одного слова христианская заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя». Даже в оскопленной прагматической версии «Моя свобода заканчивается там, где начинается локоть другого человека» она способна сегодня встряхнуть и отрезвить стремительно атомизирующийся мир, ослепленный виртуальными бликами золотого тельца.

«Равенство» — категория прежде всего экономическая. Не думаю, что, возводя ее на пьедестал, робеспьеры, мараты и дантоны заботились о равенстве сексуальных меньшинств и однополых браков. Для них это был главный вопрос общественной гармонии. Любой гражданин, любого происхождения, а не только дворянского, должен иметь право своим трудом и талантом обеспечить себе самое высокое положение в обществе. Коренные слова здесь «труд» и «талант». Понятные и доступные каждому, они естественным образом уравнивали людей, устанавливали справедливость, становились ориентиром побудительной мотивации вступающих в жизнь молодых людей. На этих «дрожжах», на этой тяге к работе, позволяющей реализовать себя, и поднимался два века капитализм.

…Вокруг школьного учебника истории сегодня развернулось генеральное сражение. В бой введены все резервы, потому что на кону — будущее. Пора, наконец, перестать сеять в умах сумятицу. В сегодняшнем контексте совершенно невозможно соединить воедино бездарных царей, веками правивших Россией и ее рабским населением, с полученным результатом — ведь удалось же им (почему-то?) удержать под своим контролем самую большую и богатую территорию и даже первыми запустить человека в космос. Без цельного понимания прошлого, без благодарности к жившим до нас рождаются только манкурты, гениально угаданные Айтматовым. Они, правда, очень хорошо вписываются в нынешнюю модель глобализации.