Четыре тренда российского эквайринга A A= A+

Илья КОРОБОВ
Генеральный директор компании INPAS

Каждые 10 лет рынок безналичной оплаты претерпевает глобальные изменения. Только за последнее время SamsungPay и ApplePay атаковали мир пластика, бесконтакт стремительно завоёвывал умы пользователей, мерчанты стали главными покупателями банковских терминалов, а путь развития mPOS привёл к тому, что они стали узкоспециализированными решениями. Сегодня на рынке российского эквайринга отчётливо прослеживаются четыре тренда, и как бы ни пошло развитие в ближайшие год-два, нас ждёт много интересного.

 

Активное развитие NFC

Самый заметный тренд последних нескольких месяцев — активное развитие NFC. Вокруг этой темы внимание банковского сообщества было сосредоточено давно, и сегодня мы можем наблюдать самый настоящий расцвет бесконтакта. Тенденцию поддерживают и мировые платёжные системы, в частности MasterCard и Visa, которые оперативно подготавливают технологические решения для запуска новых проектов на этой базе.

Набирающий обороты переход от физических карт к NFC-носителям обусловлен тем, что потенциальный потребитель уже привык к тому, что не надо ничего никуда «пихать» или что-то «катать» — достаточно просто поднести карту или телефон к терминалу.

Безусловными драйверами этого процесса выступают платёжные сервисы SamsungPay и ApplePay. Россия для этих систем — один из самых подготовленных рынков в плане развивающейся инфраструктуры, это подтверждает и ряд факторов.

Во-первых, по проценту эмиссии пластиковых карт с бесконтактным модулем от общего числа карт мы опережаем Европу и Америку.

Во-вторых, по уровню оснащения рынка терминалами с бесконтактным модулем Россия лидирует уже на протяжении нескольких лет в Европе и мире. На текущий момент, по экспертной оценке, уже порядка 500 000 «боевых» устройств оснащены бесконтактным модулем, и это число увеличивается с каждым месяцем.

В-третьих, с 1 января 2016 года, согласно требованиям МПС, ни один банк не может ввести в эксплуатацию терминал без поддержки NFC. При этом не стоит забывать об огромной сети оборудования, установленного до начала 2016 года, в отношении которого сейчас ведётся планомерная работа по замене.

Если раньше было много проектов с использованием именно бесконтактных карт (банковских или специально выпускаемых под проект, как, например, «Тройка»), то теперь приходится учитывать растущую долю пользователей телефонов с NFC, а значит, необходимо не просто выпускать карту, но и приложения для телефонов. Или стыковать свои карты с уже имеющимися приложениями, умеющими использовать NFC телефона. Кстати, тот же SamsungPay работает и с терминалами без поддержки NFC, по технологии MST эмулирует ввод карты на магнитном считывателе.

Стоит отметить, что при раскручивании новых зарубежных платёжных сервисов российская разработка «Кошелёк» уже более трёх лет успешно работает на рынке, куда только начинают заходить ApplePay и SamsungPay. Конечно же, у ApplePay и SamsungPay есть свои «технологические» ресурсы для конкуренции с «Кошельком», да ещё и выход AndroidPay не делает жизнь российской платформы легче. Но из-за того, что они были первыми в России, плюс,помимо банковских карт, умеют хранить и работать с дисконтными картами, у ребят очень хорошие шансы не проиграть борьбу с мировыми монстрами.

В целом всё это приведёт рынок к интересному сражению за потребителя между разными Pay’ями. Очень хотелось бы, чтобы российские разработчики не потерялись в нём.

 

Терминалы — поставки мерчантам напрямую

Мы движемся в сторону европейской и американской моделей эквайринга, когда банки не являются держателями оборудования и не несут затраты на его покупку, обслуживание и сопровождение. Всё это позволяет не закладывать эти суммы в процентную ставку эквайринга и делать более выгодные тарифы для среднего и малого мерчанта. В этом случае большое значение имеют совместные программы поставщиков оборудования и банков для мерчантов, где в разных пропорциях рассчитываются стоимость терминала, процентная ставка, оплата за обслуживание и т.д.

Так как эта модель — новая для нашей страны, то и говорить о сложившихся технологиях и устоявшихся правилах игры пока нельзя. Всё формируется с набиванием шишек, совершением ошибок и открытий, но поступательное движение есть. Если по экспертным оценкам в 2015 году было продано порядка 15 000 терминалов по партнёрским программам, то в начавшемся году можно говорить о двухкратном росте количества таких клиентов.

 

Фокус mPOS-решений на своих нишах

Вопреки ожиданиям участников рынка, некогда предсказывавших большое будущее mPOS, на деле использование этих решений не оправдало прогнозов.Агентские схемы продаж эквайринга почти вытеснили mPOS-решения из среднего и малого сегмента мерчантов. В свою очередь они активно и очень хорошо работают со страховыми агентами, службами доставки и микробизнесом.

  • Рост стоимости mPOS-решения. Если раньше они стоили $25,то теперь цена подскочила под $100–150, а основные игроки стандартных решений— Verifone, Pax и Ingenico — видят тенденцию и стараются сделать решение, сопоставимое по цене, но при этом обладающее всеми характеристиками классических пинпадов, например, пинпад PAX D200.
  • Отсутствие инфраструктуры для mPOS, а именно малое количество кассовых рабочих мест на планшетах и телефонах.

И вот здесь мы переходим к следующему тренду.

 

Масштабное переоборудование парка

Учитывая, какие изменения сейчас происходят в фискальном законодательстве (в частности, 54-ФЗ, где говорится о передаче фискальных данных в ФНС в онлайн), мерчантам предстоит масштабное переоборудование парка фискальной и кассовой техники. На рынке появилось много компаний, которые предлагают решения, позволяющие не просто перейти на онлайн-фискализацию, но сделать апгрейд бизнесу и повысить эффективность товароучёта компании. Среди заметных игроков — «Эвотор», i-Retail, «Дримкас», «Мерката», ModulPOS, Neemble, Cassby и др. Многие из них используют планшеты в своей основе — казалось бы, вот она, отличная платформа для mPOS. Но на практике оказывается, что этим кассам удобнее работать со стандартными банковскими пинпадами, при соединении по проводу, так как работа на кассовом узле диктует свои правила:

  • касса стационарна, поэтому должен крутиться пинпад или постоянно лежать развёрнутым к клиенту;
  • BT-соединение ненадёжно, и скорость обслуживания клиентов на кассе очень важна, терминалы подключаемые по проводу, показывают гораздо лучшие результаты.

И ещё множество технологических нюансов, связанных с работой терминалов напрямую с банковским хостом или через промежуточный авторизационный сервер.

При этом, на мой взгляд, сейчас будет идти активное развитие данных решений в связке с банком и поставщиком терминалов. Как рынку, так и кассовым компаниям с банками нужны решения, которые гармонично будут уживаться с переходом к уже упомянутой европейской и американской модели эквайринга. В этом случае мерчант будет приобретать не просто «терминал для эквайринга», а целый комплекс по автоматизации своего бизнеса: эквайринг, фискальную часть и товароучётную систему. О том, что всё это будет востребовано, говорит успешный опыт компании INPAS по реализации решения IRAS900K. Мы создали фискальное решение для мобильной торговли на базе банковского пинпадаPAXS900, которое сочетает в себе сам пинпад, встроенный фискальный регистратор и программное обеспечение, позволяющее вести номенклатурный учёт, маршрутные листы курьеров и пр.

В ближайший год мы увидим активное продвижение подобных решений на рынок как со стороны кассовых компаний, так и банков — в составе своих пакетов решений для мерчантов. Скорее всего, в среднесрочной перспективе развитие данного класса решений пройдёт по сценарию развития рынка mPOS: от большого количества игроков к малому (кто-то объединится, кто-то уйдёт с рынка, кто-то трансформируется во что-то другое). Останутся три-пять игроков.

***

Если же кратко подвести итог, то в ближайшие время нам предстоит наблюдать:

  • активное развитие NFC. Переток пользователей от физических карт к NFC- носителям;
  • увеличение объёмов поставок терминалов напрямую мерчантам, развитие партнёрских программ по продажам банковских услуг мерчантам, агентские схемы продаж эквайринга;
  • слияние кассовых решений с решениями для эквайринга.

Как бы ни пошло развитие, в ближайшие год-два нас ждём много интересного.