Finversia-TV
×

Нужна другая экономика A A= A+

11.11.2013

Громыко_Юрий

Юрий ГРОМЫКО

Директор Института опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса

В минувшем году в Милане прошла конференция, организованная российским Миллениум Банком и итальянским Университетом им. Луиджи Боккони, в которой приняли участие специалисты обеих стран, а также представители Клуба долгосрочных инвесторов и банка Cassa Depositi e Prestiti. На встрече обсуждалась идея выделения такого типа инфраструктуры, который выступил бы локомотивом развития, и на этой основе, в силу масштабности проекта, было бы выработано новое финансовое правило. Проект получил название Трансевразийского пояса Razvitie.

Если говорить об этом проекте в национальном масштабе, речь идет о резкой смене той социально-экономической модели, которая сейчас у нас является доминирующей. В том числе и о создании вертикально интегрированных холдингов, которые не были бы разрезаны на изолированные частные фрагменты, — потом их уже никак не соберешь. Потому что только такой холдинг обеспечивает основную маржу и создание интегрированной инфраструктурной услуги. Но сложность заключается в том, что формирование интегрированной инфраструктуры — это в том числе новые кластеры и новый тип поселений. Потому что если не осваивать пространство и просто проложить дороги, мы получим в какой-то мере повторение советского опыта БАМа, а нам нужна совершенно иная модель.

Особую роль Трансевразийский пояс Razvitie должен сыграть в формировании евразийского пространства, где совершенно очевидны стыковочные регионы: скажем, Тюменская область и север Казахстана — важнейшая зона для освоения. Как бы ни складывалась политическая часть взаимодействия с Украиной, но Белгородчина и Харьковщина тоже явно тяготеют к формированию такого узла. И подобных узлов много.

Наконец, наиболее важный для нас момент, который обсуждался и с Клубом долгосрочных инвесторов, — вопрос формирования и синергии между инжиниринговыми технологическими европейскими группами и российскими. Для того чтобы появилась возможность реального трансфера технологий, причем во всех трех направлениях (модернизация существующей инфраструктуры, заимствование смежных технологий, совместное создание принципиально новых технологий), нужна совершенно другая экономика.

Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных и принципиальных вещей, которые становятся совершенно очевидными, когда мы начинаем рассматривать этот проект. Основная идея создания такой интегративной системы инфраструктуры заключается в том, чтобы породить новый очаг создания общественного богатства. Интересно, что несколько японских групп выразили заинтересованность в том, чтобы начать реальные вложения в БАМ, и готовы обсуждать, как завязать Хоккайдо с Сахалином, с выходом на Байкало-Амурскую часть.

Второй важный момент: речь должна идти не о том, чтобы заполнить участки, где нужно формировать инфраструктуру, старыми, давно уже отработанными технологиями. В замечательной шведской книге «Мегапроекты: история переплаты долгостроев» говорится о том, что реализация очень крупных проектов всегда затягивается, а стоимость вырастает в несколько раз по сравнению с проектными изысканиями. Это, собственно, один из существенных вопросов — новый тип организации для создания столь масштабных инфраструктурных проектов.

Есть третий, на мой взгляд, очень интересный момент. Мир потихоньку движется к формированию мультиинфраструктуры. Это, прежде всего, соединение транспорта, энергетики и телекоммуникаций. А такое слияние создает совершенно новый эффект, когда мультиагентские группы, например, одновременно участвуют в распространении и передаче электроэнергии. Это уже даже не smart-grid, а некий следующий кумулятивный момент. И с этой точки зрения одним из важнейших принципов создания мультиинфраструктуры как раз должно быть гибкое единство разных инфраструктурных решений.

Четвертый момент: чтобы не перейти к тому, что за вложения в инфраструктуру все равно потом начнет платить население, нужно решить основной вопрос: а как это все рассчитать? Речь должна идти о формировании консорциумов потребителей будущих инфраструктурных услуг, к которым относятся, прежде всего, новые промышленные кластеры. Здесь нужны специальные методология и технология, которые надо обсуждать.

Наконец, пятый момент — создание новых типов долгосрочных инвестиционных инструментов. Целый ряд расчетов должен строиться совершенно по-другому, и нынешние специалисты, даже с дипломами MBA, не совсем для этого годятся. Потому что для инвестиционных компаний нужен совершенно другой тип счетности и расчетности, связанный с системной инженерией, с анализом цикла проектов, контрактов и активов. Это совершенно иная область, где требуются другие представления. Они уже есть в разных группах — в России и Италии, в Японии и Германии, но это требует специальной организации…