«Очередная потеря института банковской тайны» A A= A+

Компания РДТЕХ провела 26 сентября в отеле «Катерина» круглый стол под названием «Готовимся к CRS (Common Reporting Standard)». На мероприятии обсуждали тонкости внедрения стандарта CRS и предлагали практические решения по облегчению этого бремени для финансовых компаний.

После приветственного кофе участники приступили к чуть менее приятным вещам – обсуждению обязательств, которые накладывают на банкиров требования регулятора.

Модератор круглого стола, вице-президент Ассоциации «Россия» Ян Арт отметил:

- Наверное, круглый стол стоит начать с цитаты из Гоголя: «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие». Очередная потеря умирающего института банковской тайны состоит в том, что наша банковская сфера, как и банковские сферы многих стран, присоединяется к системе отчетности по CRS. И это бросает всей финансовой отрасли очередной вызов с точки зрения автоматизации и отладки процесса подобной отчетности.

Отчеты «в полосочку, в клеточку и по диагонали…»

Для начала первый вице-президент Ассоциации «Россия» Алина Ветрова сделала краткий обзор новаций в регулировании банковского бизнеса. Таковых набралось немало. В частности, она упомянула новшества в работе банков, связанные с Национальной платежной системой; процесс выстраивания взаимоотношений между Центральным Банком и Казначейством РФ по вопросам создания базы данных платежей, поступающих в бюджет; начало работы Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки и разработка Банком России при участии кредитных организаций соответствующих стандартов безопасности.

В качестве другого блока новаций Алина Ветрова выделила переход к дистанционному банковскому надзору, появление личных кабинетов банков на сайте ЦБ. Как известно, у Центрального Банка есть планы по переходу к получению большого объема первичных данных в новом формате (данных, касающихся не только оценки кредитного риска и залогов, но и широкого спектра банковских операций). По словам Ветровой, этот вопрос будет решаться в 2018-19 годах.

- К нам, честно говоря, многие обращались и говорили, что устали постоянно отвечать на запросы Банка России: «А можно теперь в полосочку, в клеточку, а теперь по диагонали?». Передача первичных данных в новом формате позволит эту проблему решить, - уверена Ветрова.

Еще одно нововведение, о котором невозможно было умолчать, – это проект внедрения удаленной идентификации.

- Мы возлагаем на этот проект большие надежды, имея в Банке России сторонников развития удаленной идентификации. Можно надеяться, что к середине 2018 года проект по биометрии у нас заработает, и мы сможем открывать счета физическим лицам дистанционно, - рассчитывает первый вице-президент Ассоциации «Россия». – Стоит иметь в виду, что та информация, которая будет получаться в рамках удаленной идентификации, может быть расширена кредитными организациями в случае, если они уделяют повышенное внимание вопросам идентификации физических лиц. Нам говорили, в основном, крупные банки, что им недостаточно будет той информации, получение которой предусмотрено в соответствии с законопроектом.

В рамках данного законопроекта также решается вопрос легитимности простой электронной подписи.

Еще одна «горячая» тема для регуляторов – это криптовалюты. Правда, дальше обсуждений дело пока не зашло. Банк России озвучил однозначную позицию: криптовалюты не являются расчетной единицей, их нельзя будет использовать наравне с рублями. Тем не менее, есть идея обращения криптовалют через специализированные биржи, на которых будет осуществляться полная идентификация клиента. Это будет способствовать выводу криптовалют из тени. Кроме того, на базе бирж начнут развиваться ICO, «более или менее приличные и в меньшей степени похожие на пирамиду», предполагает Алина Ветрова. Речь идет об ICO, связанных с привлечением средств на конкретные проекты, реализацию которых можно в дальнейшем проследить.

- На самом деле, конечно, очень у нас тяжелая ситуация, причем она не только российская. По всему миру идет тенденция максимального регулирования, регламентирования на финансовых рынках. С одной стороны, это пугает, но пока еще никто не хочет быть белой вороной, тем мальчиком, который скажет: «А король-то голый!», и восстать против этой избыточной, ненужной структуры, – прокомментировал доклад своей коллеги Ян Арт. – Как мы вообще до этого жили… Как-то совершали операции, не всегда финансируя террористов, а иногда переводя деньги жене, условно говоря, для оплаты коммуналки.

По словам модератора, еще совсем недавно о стандарте CRS говорили, как о чем-то далеком и почти несбыточном, и вот со дня на день ожидается принятие постановления Правительства РФ, которое сделает стандарт реальностью для российских компаний. Самое время обсудить, как налаживать эту систему.

Отчетов много не бывает?

Ксения Грицепанова, старший юрист компании PwC Legal, рассказала, в чем суть CRS:

- Финансовые институты одной страны выявляют среди своих продуктов инвестиционные или накопительные инструменты, определяют среди пользователей этих продуктов клиентов, которые являются резидентами других стран, собирают информацию о них и передают в налоговые органы. Затем налоговые органы разных стран обмениваются этой информацией друг с другом. Налоговые ведомства и раньше обменивались между собой информацией. Новизна заключается в том, что теперь они будут обмениваться данными автоматически, один раз в год.

Другое принципиальное отличие от прежней практики состоит в том, что в сборе данных и обмене ими будут принимать участие финансовые институты.

Круглый стол «Готовимся к CRS (Common Reporting Standard)»
Круглый стол «Готовимся к CRS (Common Reporting Standard)»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Помимо банковского вклада и банковского счета, под регулирование CRS попадают договоры брокерского обслуживания и доверительного управления, договоры страхования жизни и т.д. В соответствии со стандартом собирается информация о балансе счета на конец года и сумме полученных дивидендов.

Насчитывается около ста стран, уже подписавших МСАА (Multilateral Competent Authority Agreement, Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией). Россия присоединилась к соглашению, но пока не активировала обмен информацией ни с одной из стран. Чтобы обмен заработал, необходимо принять внутренние законы, пояснила Грицепанова. Соответствующий законопроект на прошлой неделе был принят в первом чтении. Однако документ носит рамочный характер. В нем лишь говорится, что предполагается обмен налоговой информацией между странами. Все подробности должны быть прописаны в постановлении Правительства РФ.

- Проект постановления правительства есть, ФНС его подготовила при нашем участии. По последним данным, сейчас проходит внутреннее согласование документа в ФНС. В нем, в отличие от закона, который поместился на двух страницах, насчитывается около 35 страниц. Там описаны все процедуры CRS. Согласование его, думаю, не будет простым, - приоткрыла завесу тайны старший юрист PwC Legal.

Ожидается, что сбор информации по CRS в России начнется не ранее начала 2018 года. «Но у нас страна полна чудес, и скорость может быть неожиданно выше», - сделала оговорку Ксения Грицепанова.

В то время как соблюдать FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act, закон США о налогообложении иностранных счетов) можно было по желанию, участие в CRS будет обязательным для финансовых институтов.

- Среди наших клиентов были те, кто говорил, что вообще откажутся от американских резидентов в числе своих клиентов, лишь бы не отправлять никаких отчетов по FATCA. В отношении CRS такой подход невозможен, - рассказала Грицепанова.

Финансовые институты будут обязаны выявлять всех иностранных резидентов среди своих клиентов. Затем ФНС будет отправлять данные только тем странам, в отношении которых активирован обмен. Стандарт подразумевает, что фильтрация происходит на уровне финансового института. Правда, по словам Грицепановой, ФНС не согласна с этим положением и хочет «фильтровать» клиентов самостоятельно.

- CRS будет проверять российский регулятор, но пока, к сожалению, или к счастью, не понятно, кто именно, - комментирует Ксения Грицепанова. – ЦБ не вполне погружен в тему и хочет возложить регулирование на ФНС, а в ФНС говорят, что они не уполномочены вести контроль за финансовыми институтами.

Ответственность за несоблюдение CRS предстоит установить российскому регулятору, кто бы ни принял на себя эту роль.

Требования стандарта таковы, что при обнаружении каких-либо несоответствий или появлении сомнений в правильности заполнения личных данных необходимо запросить у клиента уточнения. При этом «глубина» проверки информации о клиенте стандартом не оговаривается. Пока неясно, достаточно ли запротоколировать разговор с клиентом в формате вопрос-ответ, либо необходимо запросить дополнительные документы (например, налоговую декларацию).

Присутствовавших в зале банкиров интересовал вопрос, регламентирован ли постановлением Правительства (в имеющемся виде) формат фиксации данных о клиентах.

- Законодательство не устанавливает форму самосертификации, чтобы у финансового института была хоть какая-то свобода, - обнадежила Ксения Грицепанова.

- После перерыва мы обсудим, как всю эту проблематику можно упаковать в технологические решения, - анонсировал модератор.

«Как-нибудь отобьемся»

Руководитель направления Центра финансовых решений компании РДТЕХ Евгений Пустозеров предложил способ оптимизации процесса, о котором говорили последние два часа. Он рассказал о возможностях продукта Siron®, который позволяет автоматизировать процесс идентификации клиентов и подготовку отчетов согласно требованиям CRS.

Константин Иванов, коммерческий директор по Прибалтике, странам СНГ, Скандинавии, Польше компании FICO Tonbeller, описал «масштаб бедствия»:

- Казалось бы, все пережили FATCA, и вот надвигается следующая тема, как-нибудь отобьемся… Но одно дело, что у нас есть единицы американских резидентов, которых днем с огнем не сыщешь, особенно на территории постсоветского пространства, другое дело – такая глобальная вещь, как CRS. Количество стран, которые присоединились, уже перешагнуло за сотню…

По мнению эксперта, можно приобрести «коробочную» систему для сбора данных либо написать ее самостоятельно, но иметь автоматизированное решение в долгосрочной перспективе гораздо выгоднее, чем собирать информацию о клиентах ручным образом.

- В большинстве юрисдикций, которые озаботились обменом данными о налогоплательщиках, наблюдается эффект повышения собираемости налогов. Так что CRS – это всерьез и надолго, - выразил уверенность Константин Иванов.

- Насилие над банками неизбежно и средства контрацепции, по сути, представлены, - подвел итоги круглого стола Ян Арт.

Москва.

  • Дарья Балабошина
  • Finversia.ru