Finversia-TV
×

«Смысл нашей жизни — не останавливаться на достигнутом» A A= A+

17.05.2015

Васенов АлексейАлексей ВАСЁНОВ — создатель проекта MovieLib.Ru. Этот интернет-ресурс посвящён кинематографу и предоставляет широкие возможности по поиску информации об интересующих фильмах и их создателях, а также возможность обсуждения просмотренных лент, что позволяет не только найти единомышленников, но и открыть для себя новые шедевры этого великого искусства.

БДМ: Как вы пришли к мысли создать ресурс, посвящённый кино?

Наша аудитория в свободное от чтения книг время любит посмотреть кино и давно просила сделать специальный сайт, близкий по функциональности и духу. Так появился MovieLib. На сайте — похожая на книжную соцсеть LiveLib структура и близкая функциональность. Сейчас в коллекциях пользователей сайта более 427 тысяч фильмов, 13 тысяч персон, 800 подборок фильмов, оценено пользователями 350 тысяч фильмов…

БДМ: Современное искусство стремится максимально воздействовать на чувства зрителя. Как вы считаете, нужны ли кинематографу, который, казалось бы, и без того остаётся самым зрелищным видом искусства, различные «эффекты присутствия»?

Кинематограф, как и всякое искусство самовыражения человечества, проходит через этап трансформации. Появляются новые средства воздействия на зрителя. IMAX, 3D, картинка высокой чёткости — всё это нюансы языка, на котором творец разговаривает со своей аудиторией. Но первична всё-таки мысль, которую хотят донести до нас создатели картины. И если эта мысль отсутствует или недостаточно выражена в самой идее, в ход идут уловки, призванные заменить фокус внимания зрителя на ошеломление от увиденного. Так плохой рассказчик неистово машет руками и гиперболизирует факты, не в состоянии по-иному быть услышанным. Отсюда происходит соблазн упростить задачу общения со зрителем, что, безусловно, ведёт к вырождению «классического» кино. Отсюда же бесконечные ремейки удачных лент прошлого. Сюжетов, которые можно интересно рассказать за два часа, не так уж и много.

БДМ: Но само искусство кинематографа всё же развивается при этом? Можно ли сказать, что в нём происходят какие-то качественные изменения, а не только совершенствование спецэффектов?

Нельзя не заметить, что параллельно с поиском путей развития (а иногда просто выживания) кинематографа приходят новые форматы и способы рассказать нам старые истории. Мы стали свидетелями рождения абсолютно иного искусства, отпочковавшегося от старого дерева, посаженного ещё братьями Люмьер: телевизионных сериалов. Сюжетные линии, не ограниченные максимально допустимым временем пребывания зрителя в кинозале, позволяют донести до нас события эпических масштабов. Сравните количество персонажей и время, подаренное им на раскрытие, скажем, в «Игре престолов» и «Крепком орешке». Совсем разная парадигма, ритм повествования, драматургия, правдоподобность. Я думаю, можно говорить о наступлении «золотого века» нового изобразительного искусства.

БДМ: Обращаясь к кино прошлого, в том числе — к советскому, многие завидуют предыдущим поколениям, их жизни в андеграунде, где была другая мотивация. Время упущено, сетуют они, вот раньше был шанс стать кем-то... Хотя справедливости ради надо заметить, что те, кто жил в одном из вызывающих романтическую зависть периодов, испытывали сходные чувства по поводу того, что войну выиграли без них или без них начались полёты в космос. Способно ли кино продемонстрировать позитивное грядущее, показать, что «всем хватит звёзд, всем хватит неба»?

В эпоху увлечения романтической литературой многие жалели, что нет возможности пережить приключения Квентина Дорварда или составить конкуренцию проницательности Шерлока Холмса. Но многие сюжеты доказали свою актуальность: тот же Шерлок Холмс, перенесённый в XXI век, сумел привлечь внимание современной аудитории. И пусть «Приключения неуловимых» неразрывно связаны с эпохой, история доказала не раз, что развивается по спирали. Возможность появления новых героев, воспитанных на ставших классикой образах, практически стопроцентна.

БДМ: Сейчас у вас сформировалась определённая читательская аудитория. Есть ли соблазн пойти на поводу у её ожиданий, или вы твёрдо намерены соблюдать баланс разнообразия и продолжать идти в массы — ко всем, кто не равнодушен к кино?

Проблема соответствия ожиданиям аудитории an mass актуальна всегда. Стоит ли идти у них на поводу — каждый автор решает эту задачу в одиночестве. Кто-то остаётся голосом избранных, кто-то берёт количеством, пожиная плоды популярности. Я же, не ставя себя на один уровень с подлинными творцами, уверен: единство — в многообразии. Одной из задач своих проектов я всегда ставлю наличие достаточного места для всех. Да, немного идеализированно, но, поверьте, возможно. Бог создал нас всех абсолютно разными, но мы как-то уживаемся на этом маленьком шарике. Совмещение потребностей массовой публики с возможностями элитарного меньшинства составляет весьма устойчивую систему, которая позволяет мигрировать отдельным индивидам из одного лагеря в другой, обеспечивая последовательное развитие обоих сообществ. Так что, как мне видится, проблема — скорее прикладная, чем принципиальная.

БДМ: Способен ли понять современный зритель далёкие эпохи или (предположим, они существуют) отделённые от нас тысячами световых лет иные цивилизации? Как, по-вашему, люди, жившие в эпоху каминов, не только жили, но и думали иначе, чем мы, имеющие в квартирах центральное отопление?

Ребёнок, превратившийся во взрослого, имеет те же воспоминания, то же сердце, тот же цвет глаз и те же эмоции, что и много лет назад. Но совсем другой опыт и навыки. Развитие — как индивида, так цивилизации в целом — предусматривает последовательное изменение набора средств для познания себя и мира. Вместе с тем неразрывность и преемственность — базис любого развития. Разумеется, люди, живущие в эпоху каминов, думали и чувствовали по-другому. Но так же очевидно, что мы можем их понять. Как взрослый может вспомнить и заново пережить жгучую обиду своего детства или испытать радость от нечаянно найденной любимой игрушки, казалось бы забытой навсегда.

Что же касается иных цивилизаций, это вопрос весьма сложный. Мы можем понять лишь то, что в состоянии представить. А как оно будет на самом деле — покажет лишь время.

БДМ: Если сравнить характеры киноперсонажей разных времён — заметно, как люди меняются от эпохи к эпохе? Не в смысле аутентичности костюмов, а именно во взглядах на жизнь, на мир вокруг?..

Кино — сравнительно молодой вид искусства, его приход совпал с наступлением эры гуманизма. Ценность человеческой жизни, прославление прогресса, вера в человека как в венец творения природы и носителя ответственности за судьбы всего мира. На разных языках, в разных костюмах, иногда со смешными сегодня причёсками нам рассказывают одну и ту же историю — историю человеческого духа.

БДМ: Приходится ли как-то регулировать процесс общения пользователей вашего портала, или вы предоставляете ему протекать совершенно свободно? Какие приёмы используете, чтобы «разбудить» внимание читателей портала?

Природное любопытство и тягу к социализации. В основе свободно формирующихся сообществ лежит принцип «не мешай». Мы устанавливаем рамки, не устанавливая правил, предоставляя пользователям возможность самим создать маленький мир, в котором им будет уютно. Но иногда приходится напоминать о важности компромисса и уважения друг к другу. На сайте есть редколлегия — объединение пользователей, которое фактически управляет сайтом, помогает новичкам, наказывает дебоширов, поддерживает и развивает каталог фильмов и персон.

БДМ: Что, на ваш взгляд, является самым главным на портале?

Обмен эмоциями. Кто-то из столпов мира киногрёз сказал: единственное, что продаётся хорошо, и единственное, что стоит покупать, — чистые эмоции, запечатлённые на плёнку. И это работает не только в кино. С самого начала подразумевалось, что главной ценностью проекта станут люди, его пользователи. Это место, созданное людьми для людей. Главное — живой отклик людей. Слова, которые никогда не выйдут из-под пера профессионального цензора. Слова, которые непременно западут вам в душу, с которыми непременно захочется согласиться или поспорить. Каждый пользователь получает живое мнение людей, возможность занять сторону тех, кто хвалит, либо тех, кто ненавидит. И это отличает каждого, кто приходит на наш сайт: невозможность держать в себе чувства, которые вызвал фильм. Чем больше людей высказали своё мнение по поводу увиденного, тем ближе оценка фильма к своему истинному значению. И чем сильнее лента, тем более сильные эмоции она вызывает.

БДМ: Такая социальная сеть, как у вас, в состоянии изменить мир к лучшему?

Всякое явление, интересное человеку, в конечном итоге меняет наш мир. А вот к лучшему или худшему — решать нашей аудитории. Человек всегда интересовался молниями — и они пришли к нам в дом, согревая и делая нас ближе друг другу. Но нельзя забывать, что электрический стул — тоже порождение нашего интереса к этому явлению.

БДМ: Если бы вы — как создатель соцсети о кино — писали сценарий о своей жизни, на каком эпизоде сосредоточились бы?

Моя жизнь ещё не закончена. Есть много эпизодов, где я хотел бы задержаться или по крайней мере иметь возможность возвращаться к ним снова и снова. Рождение детей, трогательные моменты их детства значимы для меня не меньше, чем разговор по душам с отцом или улыбка матери, первые объятия жены или проявления настоящей дружбы, испытанной временем. Я не оригинален в своей вере в то, что лучшие эпизоды ещё не отыграны, но, боюсь, узнаю об этом лишь тогда, когда пойдут титры…

БДМ: Как связаны ваши социальные сети, посвящённые кино и книгам?

Многими невидимыми ниточками, которые протягивают наши пользователи. Частичное пересечение аудитории, похожий образ построения и принципов работы. Командой, которая стоит за обоими проектами. Верой в то, что кино так же важно для развития цивилизации, как и книги.

БДМ: Чем хорошие фильмы отличаются от плохих? Каких фильмов вам не хватает?

Я как-то отвечал на вопрос «чем плохие книги отличаются от хороших?». Боюсь показаться скучным, но с фильмами всё то же самое: чем сильнее произведение, тем больше людей оно не оставит равнодушным. Плохое ли кино, хорошее ли — субъективность этих оценок делает их бессмысленными. Тарковский, пролежавший на полке с десяток лет, оказывается шедевром мирового значения. А бывает и так, что блокбастер прошлого лета помнят лишь особо впечатлительные подростки. Время — универсальный судья человеческого гения. При общем упадке идей и деградации драматургии Голливуда, он всё еще является властителем дум большинства зрителей. Наверное, мне не хватает альтернативы.

БДМ: Самые интересные фильмы, которые вы посмотрели за последний год?

На меня произвёл сильнейшее впечатление фильм «Гравитация» — определённо сказалась романтизация покорения космоса моего детства. «Как я теперь люблю» запомнился ярко показанной трансформацией главной героини от капризного колючего подростка до принявшей свою ответственность хозяйки дома. Один из любимейших романов братьев Стругацких в экранизации Алексея Германа «Трудно быть богом» заставил пересматривать его не один раз. И наверняка придётся пересматривать ещё и ещё, потому как язык режиссёра необычайно сложен и может вызвать отторжение зрителя, им не владеющего. «Отель Гранд Будапешт» просто подарил мне пару часов хорошего настроения. Роман Полански своей «Венерой в мехах» напомнил о своих ранних работах и о том, что мастер остаётся мастером. Его «Пиратов» 1986 года с удовольствием посмотрели со мной старшие дети...

Перебирая в памяти фильмы, оставившие после себя след только за последний год, впору усомниться в правдивости своих же слов об охватившем жанр кризисе.

БДМ: В чём вы сейчас находите главное удовольствие?

В жизни как таковой. Говоря словами героя Леонида Броневого в бессмертной «Формуле любви»: «Живым — всё хорошо». Возраст и опыт уже позволяют закрывать глаза на мелкие неприятности, но пока не заменяют их серьёзными проблемами. Если же говорить о вещах более приземлённых, то хорошая сигара и неторопливая беседа с близким и интересным человеком по-прежнему способны восстановить жизненное равновесие.

БДМ: Мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына… Какая у вас миссия в жизни?

Ну, исходя из этой максимы, моя миссия уже выполнена и не один раз. Что, согласитесь, было бы довольно грустно. Боюсь, нам не суждено узнать истинного предназначения каждого из нас. И это к лучшему: стремясь придать смысл своему бытию, каждому, кого это заботит, приходится выкладываться по максимуму. У каждого достижения есть следующая ступень: у учёной степени — преподавание, у награды — ответственность, у успеха — обязательства. И наверное, единственный смысл нашей жизни, доступный для понимания — не останавливаться на достигнутом.

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »