Finversia-TV
×

Всё — в «коробочке» A A= A+

03.09.2015

Разнообразие банковского ландшафта, где сосуществуют и крупнейшие, и совсем небольшие банки, накладывает свой отпечаток и на деятельность разработчиков программного обеспечения. Понятно, что далеко не всегда малый банк «потянет» тот объём автоматизации, который по силам банку из «тридцатки». Тем не менее уровень автоматизации должен отвечать современным требованиям. О том, как разработчики справляются с этой задачей, рассказывает Михаил ДРОБЫШЕВСКИЙ, заместитель генерального директора компании R-Style Softlab, директор департамента банковского ПО RS-Bank.

 

БДМ: R-Style Softlab поставляет готовые (коробочные) АБС для банков уровня SMB. Почему автоматизированная банковская система, а не другое программное обеспечение? Связано ли это со спецификой бизнеса сегмента SMB?

Текущая общая тенденция на российском рынке банковских технологий заключается в том, что основной потенциал набирают системы, которые значительно ускоряют процесс продаж банковских продуктов или обеспечивают глубокий анализ деятельности банка. Это, к примеру, фронтальные системы для оптимизации обслуживания клиента в офисе, в частности — выдачи кредитов и приёма вкладов, или же аналитические системы для финансовой или управленческой отчётности и т.д. Для банка SMB автоматизация с помощью таких систем, как правило, является излишней. У них нет тех объёмов кредитования или бизнеса в целом, чтобы возникла потребность в ускорении и сложном анализе. С ценными бумагами такой банк в большинстве случаев тоже не работает. Соответственно, эти системы также не востребованы, хотя и бывают редкие исключения. Получается, что SMB-банку из средств автоматизации нужна главным образом АБС. Правда, особняком стоят системы дистанционного банковского обслуживания — сегодня их внедряют практически все банки, но наша компания предлагает специализированное решение для банков сегмента SMB.

 

БДМ: Много лет не утихает дискуссия о том, нужны ли вообще небольшие банки, а как думаете вы, по опыту своей работы с этим сегментом? Можете ли выделить их сильные стороны?

Как раз небольшой масштаб банка и становится часто его преимуществом, так как это гарантирует гибкость и быстродействие. Многие компании, предприятия, даже холдинги отдают предпочтение обслуживанию не в крупных банках, а в небольших. Прежде всего потому, что крупный банк не станет под них подстраиваться. Представим, что клиент пришёл брать кредит на 10 миллионов, но его не устраивают какие-то условия договора. Вероятнее всего, крупный банк не пойдёт навстречу «одному из многих» — в силу масштабов собственного бизнеса. Аналогичная ситуация наблюдается, когда в большом банке держит те же 10 миллионов частный клиент — он тоже остаётся «одним из многих». Но если он откроет счёт в небольшом банке — здесь уже будет совсем другой уровень обслуживания. Кроме того, бизнесу проще строить отношения на личных контактах. Глава небольшого холдинга может лично знать владельца небольшого банка. Обсуждать какие-то вопросы проще с людьми, которых знаешь и понимаешь.

 

БДМ: А на какие основные характеристики SMB-банков вы опираетесь, предлагая им автоматизированные системы?

Современный российский банк сегмента SMB, как правило, представляет собой финансовую организацию либо с одним главным офисом, либо с небольшим количеством филиалов. Основной вид деятельности — кредитование SMB-бизнеса — юридических лиц, иногда частных клиентов, но и то и другое в небольших или средних объёмах. К примеру, численность сотрудников банка может начитывать в среднем до 150 человек, объём корпоративного кредитования составлять от двух до 1000 кредитов в день, число проводок — около 20 тысяч и т.д.

Кроме того, такой банк, в отличие от крупной кредитной организации, не может долгое время работать в убыток, поэтому для него всегда на первое место выходит вопрос оптимизации и экономии бюджета.

Таким образом, SMB-банку важны в первую очередь оптимальный набор учётной функциональности и простота установки системы (без участия вендора). Помимо стандартного набора функциональности, ему жизненно необходима открытость системы — на тот случай, если потребуется создать новую функциональность, и ради экономии он планирует это сделать самостоятельно (к примеру, заплатив премию собственному, штатному IT-специалисту).

 

БДМ: Чем же интересен и выгоден ваш продукт для банков этой категории?

Автоматизированная банковская система RS-Bank v. 5.5 — это готовое решение, которое содержит широкую базовую функциональность. Принцип модульный: есть учётное ядро для автоматизации расчётно-кассового обслуживания и бухгалтерского учёта, обмена с ФСФМ, налоговыми органами, ГИС ГМП, формирования обязательной отчётности — и программные модули, отвечающие за кредитную деятельность банка (RS-Loans), розничные банковские услуги (RS-Retail) и учёт хозяйственных операций банка (RS-Incounting). При этом все приложения взаимодействуют с ядром АБС и друг с другом. Модульная организация позволяет проводить поэтапное внедрение компонентов системы, наращивая функциональность параллельно развитию банка. Кстати, мы сравниваем наш продукт с конструктором LEGO: базовые фигурки, простая инструкция — банки всё могут настроить и достроить.

Открытость системы — важный фактор, который отличает нас от конкурентных решений. У нас есть пример, когда грузинский Liberty Bank так развил нашу АБС, что перешёл на собственное сопровождение системы, так как только он знал, что и как было сделано. В среднем банки, конечно, столько доработок не делают. Чаще всего дописывают внутренние отчёты или несложную сервисную функциональность, если это потребовалось в процессе развития бизнеса.

Благодаря распространённости нашей системы (АБС бренда RS-Bank установлена в трети российских банков) сегодня на рынке довольно много специалистов, умеющих квалифицированно с ней работать. А это означает, что банк, планирующий в целях экономии развитие и поддержку системы своими силами, сможет легко найти необходимых сотрудников с адекватными запросами по зарплате.

Отдельно отмечу, что система не требует создания дорогой инфраструктуры: экономичная, но и имеющая достаточный запас по прочности, быстродействию, надёжности СУБД Pervasive. Нет завышенных требований к серверам. В целом все параметры системы позволяют снижать для банка совокупную стоимость владения. На рынке есть примеры, когда при первоначальном внедрении сторонних АБС совокупная стоимость была сопоставима с нашей. Однако в перспективе лет на пять — мы остаёмся лидером по экономичности.

Другой плюс — мы были первыми, кто предложил банкам портал доработок для создания функциональности вскладчину. Он успешно работает до сих пор. Банкам это очень удобно, разработка новой функциональности обходится намного дешевле.

 

БДМ: А с точки зрения компетенций ваших сотрудников есть ли то, что выделяет систему RS-Bank v. 5.5 среди других?

Я бы отметил скорость внесения обновлений законодательства, которая зависит от эффективного мониторинга требований регулятора и оперативности разработчиков при наполнении системы соответствующей функциональностью. У нас много клиентов. В среднем каждый пятый банк обязательно потребует обновления, поэтому мы вносим их, не дожидаясь запросов.

Другое отличие — высокая квалификация и доступность специалистов по сопровождению. Кстати, не всегда банки при выборе системы задумываются о важности данного аспекта.

Мы располагаем многочисленным штатом профессиональных консультантов, работающих в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Киеве, Брянске, Вологде, Тольятти и Ростове-на-Дону. В среднем банки задают до 3500 тем в месяц, и порядка 200 консультантов участвуют в решении их вопросов. Взаимодействие с клиентами у нас организовано через различные каналы, в том числе — через удобный интернет-портал (I-Support), являющейся разновидностью Service Desk. С его помощью можно решить широкий спектр задач: от выбора консультанта нашей компании, с которым банку комфортнее работать, до организации работы группы IT-специалистов многофилиального банка, находящихся на значительном расстоянии друг от друга (к примеру, в разных городах) и т.д.

 

БДМ: Вы сказали об обновлении продукта в соответствии с изменениями в нормативной базе, но наверняка развитие системы этим не исчерпывается?

Недавно мы завершили серьёзное обновление АБС, а именно подсистемы «Формы отчётности» (RS-FOR), входящей в учётное ядро «пятёрки». Она предназначена для формирования регламентированной отчётности для Банка России. Решение было создано компанией с целью постепенного перевода кредитных организаций с модуля «Отчёты ЦБ» на более усовершенствованный модуль.

Ключевая характеристика RS-FOR — возможность его эксплуатации в распределённом режиме, когда база данных модуля находится на отдельном физическом сервере и работает под управлением «своей», отдельной от RS-Bank v. 5.5, СУБД Pervasive. Благодаря этому расчёт и свод отчётных форм производится без ущерба операционной деятельности банка. При этом, благодаря клиент-серверной архитектуре RS-FOR, для пользователя он выглядит как обычная подсистема в составе АБС, а не как отдельная программа.

С нашей точки зрения, решение, которое обеспечивает осуществление параллельного процесса, не загружающего систему, — значительный плюс для банков, использующих АБС в процессе обслуживания клиентов в отделениях. Посетителю отделения банка не придётся ждать, когда система сможет ответить на запрос операциониста о формировании выписки по счёту или проведении любой другой операции.