Стр. 28 - BDM_2010-04

Упрощенная HTML-версия

О
тличительной чертой фор-
мирующегося полицентрич-
ного миропорядка — и это
не фигура речи, а объективная реаль-
ность — становится возрастание значе-
ния регионального уровня глобального
управления. Это находит свое выраже-
ние в повсеместном укреплении ре-
гиональной интеграции, в повышении
роли региональных и субрегиональных
объединений. Последнее подтвержде-
ние данной тенденции мы получили
совсем недавно, когда происходящие
в Латинской Америке процессы нашли
отражение в решении о создании Ор-
ганизации латиноамериканских и ка-
рибских государств. По большому сче-
ту, речь идет сегодня о формировании
прочной основы для следующего этапа
глобализации. Его устойчивость будет
обеспечиваться прежде всего способ-
ностью учесть интересы значительно
большего числа государств и всех цен-
тров глобального экономического ро-
ста, финансовой мощи и сопутствую-
щего им политического влияния.
Нынешнийэтапмногие характеризу-
ют как деглобализацию. Он имеет свои
императивы. Это, прежде всего, рас-
ширение внутреннего спроса в каждой
стране и использование возможностей
регионального уровня сотрудничества.
Цель этих усилий — поскорее преодо-
леть негативные последствия кризиса,
обеспечить устойчивость к возможным
новым потрясениям, от которых никто
не застрахован, то есть создать своего
рода альянсы «за выживание».
Развитие двустороннего и много-
стороннего сотрудничества на про-
странстве СНГ — для России абсо-
лютный приоритет, закрепленный в
Концепции внешней политики страны,
которая была утверждена в июле 2008
года президентом Д.А. Медведевым.
По-другому, собственно, и быть не мо-
жет, когда речь идет об отношениях с
дружественными, близкими, братски-
ми нам странами, расположенными по
периметру границ Российской Феде-
рации. У нас общая география, общая
история, экономическая взаимозави-
симость, культурно-цивилизационная
общность. Да и просто взаимоперепле-
тение десятков миллионов человече-
ских судеб. Поэтому интеграционные
процессы на пространстве Содруже-
ства идут от жизни, и мы реализуем
тем самым огромный потенциал со-
лидарной ответственности за общее
будущее наших народов.
Считаю совершенно абсурдными
попытки представить исторически
обусловленные отношения между го-
сударствами на пространстве бывшего
Советского Союза в духе философии
XIX века — как отношения, отражаю-
щие борьбу за сферы влияния. Мы не
рассматриваем это пространство как
«шахматную доску» для разыгрывания
геополитических партий. Это общий
для всех живущих здесь народов ареал
цивилизации, который хранит наше
историческое и духовное наследие.
Опыт последних лет наглядно по-
казывает: когда внешние игроки, у
которых, бесспорно, есть законные
интересы на нашем пространстве, свя-
занные с обеспечением энергетической
безопасности, пролегающими здесь
транзитными маршрутами, борьбой с
организованной преступностью, про-
явлениями терроризма, наркотрафи-
ком, пытаются реализовывать их через
некие геополитические проекты, осно-
ванные не на прагматизме и здравом
смысле, а на различного рода идеоло-
гических играх, это всегда приводит к
дестабилизации. Мы бы хотели, чтобы
все внешнеполитические партнеры на-
ших государств действовали понят-
ными, транспарентными методами, не
пытаясь разыгрывать игры с нулевым
результатом.
Разве навязчивые усилия по рас-
ширению НАТО не являются попыт-
В центре внешнеполитической деятельности России находятся сей-
час вопросы содействия реализации задач долгосрочной модерни-
зации страны, перевода экономики на инновационные рельсы. Го-
сударства СНГ решают, по сути, те же задачи. Модернизационные
императивы — признаются они или нет — стоят сейчас перед всеми
странами. На наших глазах рождается новая международная система
процветающих, стабильных государств, и мы заинтересованы в том,
чтобы к их числу относились все участники Содружества. Логика и
практика мирового развития демонстрирует, что сообща оказаться
в кругу этих государств легче, чем в одиночку.
Интеграция идет от жизни
28
Банки и деловой мир
апрель 2010
Без границ