Стр. 35 - BDM_2010-04

Упрощенная HTML-версия

инициатив, направленных на создание
единой платежно-расчетной системы.
Второй важный вопрос — это увели-
чение в рамках СНГ объема взаимных
инвестиций. Пока уровень взаимного
«перетока» вложений очень низкий.
И нужна очень большая работа как в
области прямых, так и портфельных
инвестиций.
Если говорить о прямых инвестици-
ях, здесь необходима большая работа по
совершенствованию правовых механиз-
мов, созданию единых регулятивных
норм и устранению мешающих этому
процессу препятствий.
Что касается портфельных ин-
вестиций, эффективным решени-
ем этого вопроса было бы создание
международного финансового центра
в Москве, который прежде всего ори-
ентировался бы на рынки СНГ. К со-
жалению, пока только российские и,
может быть, казахстанские предпри-
ятия способны реально выходить на
мировые рынки, привлекая внешние
заимствования.
Российское руководство поставило
задачу создания МФЦ в течение не-
скольких лет. С моей точки зрения, соз-
дание центра помогло бы решить про-
блемы, которые сегодня испытывают
наши предприятия. Последний кризис
доказал, что ориентир только на за-
падные финансовые центры приводит
к очень тяжелым последствиям. Так
что концентрация усилий должна быть
именно на создании международного
финансового центра.
И наконец, третий вопрос — форми-
рование механизма финансирования
инноваций, где тоже необходимы ра-
дикальные меры. В том числе и в соз-
дании интернациональных органов (по
образцу, скажем, Европейского иннова-
ционного фонда) — для того чтобы сти-
мулировать развитие инновационных
процессов в рамках стран СНГ. Кроме
того, нужны венчурные инвестиции.
В России есть подобный опыт, в том
числе и у ВТБ.
В целом же хочу сказать, что очень
верю в наш союз. Не случайно ВТБ
строит свою стратегию, рассчитанную
не только на российский рынок, но и
прежде всего на страны СНГ. И думаю,
с каждым годом интеграционные про-
цессы будут набирать силу.
Другого пути нет
П
роведение форума, который становится уже тради-
ционным, широкое участие в нем как представителей
власти, так и бизнес-структур, финансовых свидетельству-
ет об общей заинтересованности в дальнейшем развитии и
укреплении СНГ.
Последний период для государств Содружества харак-
теризовался созданием предпосылок для взаимовыгодно-
го экономического сотрудничества и становлением новых
долгосрочных экономических связей. Наглядный при-
мер — создание Таможенного союза тремя государствами
СНГ. Уже поступили заявления о готовности присоеди-
ниться к нему от Киргизии и Таджикистана. Серьезную
заинтересованность в многостороннем сотрудничестве
демонстрируют энергетики, транспортники, связисты,
аграрии стран СНГ.
Но, безусловно, не все происходящее в деле интеграции
на пространстве Содружества устраивает нас. Есть и про-
блемы. Многие из них вам известны. В государствах СНГ
очень надеются, что Российская Федерация как председа-
тель в Содружестве в этом году придаст новые импульсы
экономическому взаимодействию.
Сейчас очевидно, что перспективы развития эконо-
мик стран СНГ лежат на инновационном пути развития.
Другого пути нет. В сложившейся ситуации у Содружества
не может быть иного пути, кроме формирования эконо-
мики, основанной на знаниях, экономики инновационного
типа. Именно по этой причине 2010 год назван в СНГ го-
дом науки и инноваций.
Анализ современного состояния этой сферы в государ-
ствах Содружества показывает, что по уровню инноваци-
онной активности, удельному весу высокотехнологичной
продукции в производстве и экспорте, в развитии иннова-
ционной инфраструктуры мы заметно отстаем от эконо-
мически развитых государств мира.
В руководстве большинства государств СНГ, как и у
участников нашего собрания, я убежден в этом, все в боль-
шей степени растет понимание необходимости совместной
модернизации и развития сферы высоких технологий, бо-
лее широкого использования возможностей транспорт-
ной инфраструктуры и транзитного потенциала СНГ,
объединения усилий в других сферах деятельности. Это,
несомненно, поможет преодолеть отставание стран СНГ.
Укрепление взаимодействия государств СНГ, естественно,
нельзя противопоставлять задачам их вхождения в миро-
вое хозяйство. Наоборот, экономическая интеграция на-
ших государств должна и может помочь более широкому
их участию в системе мирохозяйственных связей.
В следующем году будет отмечаться 20-летие создания
СНГ. Эта дата — хороший повод проанализировать и оце-
нить пройденный нелегкий путь, накопленный уникаль-
ный опыт построения новых межгосударственных отно-
шений и выработать рекомендации на будущее.
Сергей ЛЕБЕДЕВ
Председатель
Исполнительного комитета —
­исполнительный секретарь СНГ
35
апрель 2010
Банки и деловой мир
Без границ