Стр. 44 - BDM_2010-04

Упрощенная HTML-версия

создание Таможенного союза Беларуси,
Казахстана и России. Он начал функ-
ционировать с 1 января 2010 года. С вы-
водом его на стадию полномасштабной
работы мы связываем решение таких
стратегических задач, как снятие тариф-
ных и нетарифных барьеров во взаим-
ной торговле, упрощение внешнеторго-
вых процедур, сокращение времени на
перевозку товаров в связи с отменой
всех видов контроля на внутренних гра-
ницах, создание дополнительных пред-
посылок для привлечения иностранных
инвестиций, увеличение ВВП в связи с
ростом взаимной торговли.
Впервые мы вышли на создание и
начало реального функционирования
наднационального органа. Конечно,
не обходится и без острых моментов.
Ведутся дискуссии, осуществляется си-
стемная отработка крайне чувствитель-
ных для сторон тем, идет неизбежная в
подобных случаях притирка интересов
государств-участников.
Хотя Таможенный союз только начал
свою работу, он уже становится при-
влекательным для других государств —
участников Содружества. Об этом
свидетельствует повышенный интерес
к нему со стороны Киргизии и Таджи-
кистана. Я полагаю, открываются пер-
спективы для подключения к этим про-
цессам и Украины.
ВБеларусиТаможенный союз рассма-
тривается как переходный этап к более
углубленной форме интеграции — еди-
ному экономическому пространству,
призванному на практике обеспечить
равные условия для субъектов хозяй-
ствования.
Решение этой задачи потребует зна-
чительных усилий. Нам предстоит
преодолеть немало трудностей. Темп
задан, работа впереди непростая. Уве-
рен, функционирование ЕЭП принесет
очевидные дивиденды нашим странам
в виде устойчивого роста националь-
ных экономик и повышения благосо-
стояния наших граждан.
В то же время, если мы хотим, что-
бы Таможенный союз действительно
стал примером эффективной и взаи-
мовыгодной интеграции, необходимо
последовательно и ответственно реа-
лизовывать договоренности, достиг-
нутые при его создании. Крайне важно
не допустить препятствий в движении
товаров между нашими странами. По-
пытки изменить основополагающие
принципы союза могут негативно по-
влиять на результаты многолетней си-
стемной работы.
Закономерен тот факт, что Беларусь
и Россия вышли на создание Союзного
государства. За десять лет совместной
работы по выполнению положений
договора о создании Союзного госу-
дарства нашим странам удалось суще-
ственно расширить взаимодействие
во всех сферах межгосударственного
сотрудничества. Весомый вклад до-
стигнут и в формировании единого
экономического и гуманитарного про-
странства, унификации национальных
законодательств, обеспечении тесной
координации во внешней политике в
сфере обороны и безопасности, равен-
ства прав граждан.
Пора переходить к делу
У
наших стран действительно есть интеллектуальные,
научные ресурсы. Но от умных мыслей о том, как сде-
лать интеграцию успешной, уже пора переходить к делу.
И институт председательства в странах СНГ, а также введе-
ние института национальных координаторов способствует
тому, чтобы мы наконец-то оценили эффективность меро-
приятий, которые проводим. Площадка форума — очень
удобная форма для обмена мнениями и для того, чтобы мы
могли поделиться опытом, который у нас есть.
Я хотел бы сказать несколько слов об интеграционных
процессах, которые происходят у нас в Казахстане со-
вместно с Россией и другими странами.
Это в первую очередь наш совместный проект по соз-
данию товарной биржи — ЕТС. Это проект между рос-
сийской биржей РТС и акционерным обществом РФЦА,
показавший за два года свою успешность. И мы думаем,
что он мог бы стать площадкой для того, чтобы привлечь
товарные потоки всех стран СНГ.
Второй проект — международный финансовый центр
в Москве. Я являюсь представителем регионального фи-
нансового центра Алматы. И мне кажется, здесь нужно
говорить не о конкуренции, а именно об интеграции.
Мы пришли к выводу, что могли бы, с учетом специфики
законодательства и других моментов, стать центром ис-
ламских финансов — и таким образом привлечь допол-
нительные альтернативные источники финансирования
для стран всего региона.
Мы также готовы активно участвовать в развитии
МФЦ в Москве. Однако необходимо обратить внимание
на то, что уже много лет мы обсуждаем вопросы зако-
нодательного ограничения для вхождения казахстанских
инвесторов на российский рынок. Это касается и снятия
административных барьеров, и унификации законода-
тельства.
…Успешный проект всегда привлекает, уже не надо
никому доказывать, никого уговаривать. Если наши про-
екты будут успешными, другие страны сами будут заин-
тересованы входить в это пространство.
Аркен АРЫСТАНОВ
Председатель Агентства ­
Республики Казахстан
по регулированию ­деятельности
регионального ­финансового
центра города Алматы
44
Банки и деловой мир
апрель 2010
Без границ