Стр. 7 - BDM_2010-04

Упрощенная HTML-версия

7
апрель 2010
Банки и деловой мир
Позиция
О вредных привилегиях
БДМ:
Гарегин Ашотович, с момента на-
шей предыдущей предсъездовской
беседы миновал ровно год. И так хо-
телось бы поговорить о позитивных
сдвигах в экономике—но их, к сожале-
нию, почти не видно. Но почему? Ведь
столько мер предпринято, столько го-
сударственных денег потрачено…
А потому, что весь этот год мы вынуж-
дены был заниматься оперативными,
текущими проблемами, и на фунда-
ментальные вопросы снова не хватило
ни времени, ни сил. Образно говоря,
вспышку болезни задавили — санитар-
ной обработкой, антибиотиками и про-
чими экстренными мерами, а о том, что-
бы наладить нормальный водопровод и
канализацию, не подумали. И обрекли
себя на подобные или даже еще более мощные эпидемии в
будущем. Человечество победило оспу, чуму и холеру, ко-
торые в средние века выкашивали целые города, не столько
вакцинами, сколько созданием нормальной инфраструктуры,
цивилизованных условий жизни.
О позитивных сдвигах в экономике можно будет говорить,
когда кредиты станут доступны большому числу игроков
рынка. Пока же мы видим, что процентные ставки достигают
20%, и даже выше. И хотя Банк России уже 13 раз понижал
ставку и довел ее номинальное значение до рекордных 8,5%,
все равно пока реальное рефинансирование остается доро-
гим и далеко не всем доступным удовольствием.
БДМ:
Обычно денежные власти объясняют это тем, что став-
ка рефинансирования не может быть ниже инфляции…
Почему? Это коммерческий банк не может себе позволить
выдавать ссуду под процент ниже инфляционного — в про-
тивном случае он потерпит убыток, а то и вовсе разорится. Но
Банк России—не коммерческая фирма, и в соответствующем
законе значится, что его целью не является извлечение при-
были. Так что приписывать ему логику коммерческого банка
совершенно нелепо. Зато через низкую ставку рефинанси-
рования и, добавлю, через равный доступ к этим недорогим
ресурсам он как раз может способствовать снижению инфля-
ции. Думаю, цепочку от стоимости заемных денег до цены
продукта для конечного потребителя проследить не сложно.
БДМ:
Но не получится ли, что государство будет раздавать
деньги бизнесу едва ли не даром? Как-то не очень это кор-
респондируется с вашей идеей перехода от распределения
к кредитованию.
Во-первых, совсем не «даром» — в рефинансировании сохра-
няется классическая триада: платность, возвратность, сроч-
ность. А во-вторых, главное здесь — равная доступность к
ресурсам всех участников рынка. Кому-то нужен большой
кредит, кому-то — гораздо более скромный, но каждый дее-
способный банк должен иметь право на рефинансирование
со стороны кредитора последней инстанции, каковым явля-
ется Банк России. Ведь в этом, собственно, сама суть системы.
А кредитование для «избранных» все-таки больше напоми-
нает банальное распределение. При чрезмерной концентра-
ции, которая сложилась и на банковском рынке, и в реальном
секторе, нормальной конкуренции быть не может. Вместо нее
возникает расслоение, когда очень узкий круг банков готов —
и в состоянии — предлагать достаточно низкий кредитный
процент столь же ограниченному кругу заемщиков. А тем,
кто «внизу», остается лишь наблюдать за этим процессом и
не столько развиваться, сколько выживать.
БДМ:
Картина, к сожалению, очень жизненная. И что с этим
делать — заставить банки в приказном порядке кредито-
вать, предположим, малый бизнес? Год назад, помнится,
мы с вами говорили о роли государства, как, впрочем, и об
опасностях дирижизма…
Заставить можно было во времена командной экономики, сей-
час директивные методы не пройдут. Да и не нужны они. А вот
«задать тон» правительство вполне могло бы. Для этого всего
лишь нужно предоставить участникам рынка равные возмож-
ности. Не размер капитала должен быть пропуском к дешевым
ресурсам. И не то, в какие высокие кабинеты вхож его руково-
дитель или собственник. Финансовая устойчивость банка и его
кредитная политика — вот главные критерии, простые и по-
нятные. Право, как-то даже неловко в который раз повторять
очевидное, но ведь и нынешний кризис вновь доказал, что са-
мые серьезные проблемы возникли (и у нас, и за рубежом) как
раз у крупных банков, и именно на их спасение выделены были
гигантские государственные средства. Не будем забывать, что
масштаб бизнеса, помимо неоспоримых преимуществ, имеет
и оборотную сторону — высокие риски, способные в неблаго-
приятной ситуации очень быстро уложить банк на лопатки.