Отечественный суррогат быстрого приготовления
Надо заметить, что в США и странах Европы идея использования KPI прижи-
валась в умах предпринимателей и менеджеров более полувека. Здесь концеп-
ция эволюционировала от идей
Питера ДРУКЕРА
и таблиц Мало до четких
комплексных систем управления бизнесом (таких, как система сбалансирован-
ных показателей Нортона и Каплана, система Effective Progress and Performance
Measurement Робертса и Адамса, система Total Performance Scorecard Хьюберта
и т.д.). Она постепенно и почти безболезненно превращалась в эффективный
инструмент повышения результативности бизнес-процессов и мотивации
персонала.
В нашей же стране KPI живет чуть более 10 лет. Недостаток времени на изу-
чение, осознание и внедрение приводит к тому, что часто эта бизнес-технология
применяется без достаточного понимания принципов ее использования.
«Относительно размера и отрасли компаний, использующих в управле-
нии персоналом KPI, нет правил, но есть закономерности,
— рассказывает
Ольга ГОРЮНОВА
, руководитель отдела по работе с клиентами кадрового
центра «ЮНИТИ». —
Это компании скорее крупные, довольно публичные и
демонстрирующие желание пользоваться цивилизованными и современными
системами управления. Сфера их деятельности: производство, торговля, IT
и телекоммуникации, консалтинг — в общем, представлен весь спектр. Од-
нако более чем десятилетнее наблюдение за нашими клиентами показывает,
что доля тех, кто применяет именно KPI, в российском бизнесе до сих пор не
превышает 10%»
. По словам эксперта, большинство использует собственные
интерпретации — часто неформализованные показатели оценки эффектив-
ности работы персонала.
KPI-пазл:
картинка для HR
Скоростное развитие той или иной концепции
в российском бизнес-сообществе порой ставит саму эту концепцию
с ног на голову. Отчасти сейчас подобная трансформация происходит
с идеей KPI.* Изменяя движение при ее создании, ориентируясь не
на цель, а на функционал, компании получают искаженный результат.
И чем сложнее связь работы подразделения с итоговым результатом
деятельности предприятия, тем меньше их детали общего пазла соот-
ветствуют общей картинке.
Татьяна БАЕВА
Кадровый центр «ЮНИТИ»
* KPI, Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности.
64
Банки и деловой мир
август 2012
Анализ:
Кадры, которые решают