Стр. 19 - BDM_2017-03

Упрощенная HTML-версия

финансовая система».
А то, что
в основе экономической модели ле-
жит цена на нефть (пожалуй, самый
волатильный показатель), только до-
бавляет проблем.
По оценке учёного, нынешняя эко-
номическая ситуация в России харак-
терна тем, что в неё как бы
«встроены
два кризиса, связанные с падением до-
ходов как населения, так и бюджета».
Нынешнее состояние кредитного
процесса
Яков МИРКИН
оценил как
«великое финансовое замораживание»,
которое усугубляется ещё и
«сверхвы-
сокой ставкой по кредитам».
Конеч-
но, так существовать можно долго,
заметил спикер, особенно если не бу-
дут падать цены на нефть. Но в кон-
це концов концентрация превысит
разумные пределы,
«и тогда что-то
произойдёт» —
предполагает эко-
номист. Разумными мерами на пути
к стабилизации экономики он считает
«ослабление рубля, снижение процент-
ной ставки и рост доли накопления».
Как всегда, интересно высту-
пил президент партнёрства «Но-
вый экономический рост»
Михаил
ДМИТРИЕВ
— на каждом форуме он
предлагает его участникам очередное
исследование, наводящее на продук-
тивные размышления. На этот раз
он сравнил экономики России и Ка-
нады — стран, близких по многим
параметрам: климату, населению, на-
личию «двух столиц». Однако, в от-
личие от России, где главными цен-
трами притяжения для экономически
активных граждан традиционно слу-
жат Москва и Санкт-Петербург, в Ка-
наде распределение человеческих
ресурсов всё-таки более равномерно.
Хотя, как считает экономист, и наша
ситуация вовсе не безнадёжна: такие
отрасли, как деревообработка, метал-
лургия, транспорт, связь, информа-
ционные технологии, в России вовсе
не так жёстко завязаны на столицы.
Не говоря уже об агрогородах, кото-
рые у нас в стране, к сожалению, пока
недоразвиты.
Отдельная проблема — граница
России с Китаем, самая протяжённая
в мире. Безусловно, эти места надо об-
устраивать и заселять. Пока же фак-
тор «приграничности» в России, в от-
личие от многих других стран, имеет
нулевое влияние, за исключением раз-
ве что портовых городов. В принципе,
российские власти уже взяли курс на
обживание дальних территорий, бы-
строго успеха он, вероятно, не прине-
сёт, но тренд явно позитивный.
Впрочем, заботиться надо не толь-
ко о дальних краях, но и о ближних.
Вот, например, запуск скоростного
поезда междуМосквой и Тверью обер-
нулся динамичным развитием регио-
на. И хотя срок поездки сократился
с трёх часов до полутора, жители, ска-
жем, Клина, расположенного между
столицей и областным центром, едут
на работу уже не в Москву, а в Тверь.
А таких областных центров в радиусе
150–200 километров от столицы не-
мало, и хорошие транспортные связи
могли бы разбудить и эти полусон-
ные города, и районные центры. Ещё
эффективнее, по мнению
Михаила
ДМИТРИЕВА
, сказались бы нала-
женные транспортные связи в про-
мышленных и горнодобывающих ре-
гионах страны.
Говоря о социальных проблемах
агломераций, докладчик предложил
присмотреться к японскому опыту
«социального города». Нам никуда не
деться от растущей мобильности мо-
лодого поколения, но это не значит,
что стареющее население, остающееся
в малых городах, должно быть обре-
чено на прозябание. Надо понимать,
что в этих городах должна быть прин-
ципиально иная (и, кстати, менее за-
тратная) инфраструктура, приспосо-
бленная к потребностям жителей.
«Человеческому фактору» посвя-
тил своё выступление и заместитель
директора ИМЭМО РАН
Евгений
ГОНТМАХЕР
. Его, как и многих се-
годня в России, тревожит система об-
разования. По его мнению, главная
проблема сегодня в том, что в стра-
не не хватает квалифицированных
кадров — именно потому, что об-
разовательная система
«абсолютно
не подстроена под вызовы XXI века».
Докладчик обратил внимание со-
бравшихся на опыт Запада, где
«об-
разование становится непрерывным
и постоянным».
Возможно, его при-
зыв к созданию
«школы без уроков,
звонков, оценок и предметов»
многим
может показаться спорным, однако
МАРТ 2017
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
19
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР РУБРИКИ