Finversia-TV
×

Строить мосты, а не стены A A= A+

10.11.2014

Третий Евразийский форум «Инновации и международная интеграция», прошедший в итальянской Вероне 23–24 октября, собрал более 700 участников из разных стран нашего континента. И несмотря на сложные политические и экономические реалии, здесь говорили о вполне конкретных направлениях сотрудничества.

Верона-1

Молодой веронский форум — он собирается всего в третий раз — уже успел привлечь к себе внимание: если в прошлом году сюда приехали 500 участников, то в этом — уже свыше 700. И вместительный зал Palazzo della Gran Guardia на пленарной сессии был заполнен до отказа. Россия по-прежнему интересна бизнесу, и крысиные игры западных политиков этого интереса не снижают, хотя и упорно пытаются помешать интеграции. Как временная мера это, возможно, и срабатывает, принося известные неприятности, но всерьёз говорить об «изоляции» нашей страны, по меньшей мере, бесперспективно. Ибо тут ещё надо разобраться, кто кому больше нужен: без пармезана россияне переживут, а вот Европе без российских заказов (так же как и без нашего газа) — сложно.

Хотя форум этот — экономический, без политики и здесь не обходится — что понятно, учитывая, как тесно сплелись экономика и политика в сегодняшнем мире. Открывая сессию, модератор, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий ФАДЕЕВ напомнил, как на прошлогоднем форуме Сергей ГЛАЗЬЕВ предупреждал о высоких рисках развития ситуации на Украине. В этом году Глазьева на форуме не было (санкции!), но о том, как катастрофически реализовались эти риски, и говорить не приходится. Весь вопрос: будут ли из ситуации извлечены уроки? Пока что-то не похоже.

Верона-3

Между тем возможности сотрудничества сокращаются не только из-за политики. Кризис, накрывший Европу, не завершился, и статистика упорно показывает экономический спад. В таких обстоятельствах, казалось бы, надо объединять усилия, чтобы противостоять негативному тренду. На деле всё происходит с точностью до наоборот, и Валерий ФАДЕЕВ с тревогой говорил о «тренде огораживания, разрушения интеграции». Остаётся добавить, что тренд этот не столько объективный, сколько рукотворный. Что наталкивает на определённые выводы.

Спешу сказать, что выводы — не моя журналистская самодеятельность. Их озвучил Антонио ФАЛЛИКО, президент ассоциации «Познаём Евразию» и (что немаловажно) председатель совета директоров Банка «Интеза»: «Ситуация на Украине стала лакмусовой бумажкой, породившей претенциозные обвинения и конъюнктурные санкции в адрес России… Правда должна возобладать над силой оружия, и нужна методичная, целенаправленная работа».

Вообще мне нравится, когда речь идёт именно о работе, — как-то спокойнее на душе становится. И нравится, когда итальянский банкир призывает присмотреться и к перспективам БРИКС, и к первым шагам Таможенного союза и ЕврАзЭС. То есть мир, к счастью, не сводится к политическим упрямцам, в нём есть и те, кто дело делает, — это обнадёживает. Например, такие как Паоло КЛЕРИЧИ, президент и генеральный директор итальянской компании Coeclerici S.p.A., высказавший собственное мнение и по поводу России, и по поводу санкций: «Наши отношения с Россией начались ещё в 60-е годы прошлого века. Мы поверили в Россию более 50 лет назад, верим в неё и сегодня… А санкции не решают, а лишь усугубляют и политические, и экономические проблемы. Ведь если мы сейчас отдаём российский рынок конкурентам, есть риск, что упустим всё. Так что надо вернуться к благоразумию».

Согласитесь, приятно слышать здравые мысли и наблюдать трезвый взгляд на положение дел. А положение это в Европе пока не очень завидное, о чём в частности говорил и глава Наблюдательного совета Intesa Sanpaolo Джованни БАДЗОЛИ: «Мы не можем обеспечить былых темпов роста, а серьёзное увеличение госдолга — за 100% ВВП — оставляет заметные шрамы на ткани экономики…» Не стану множить перечисление европейских экономических и социальных болячек — что, как говорится, сыпать соль на рану. Но чего же хотят в Европе? За всех не поручусь, но Джованни БАДЗОЛИ произнёс удивительные слова, которые, как мне кажется, могли бы стать лозунгом неизбежных мировых перемен: «Экономическая модель должна обеспечивать защиту человеческого достоинства». Для меня эти слова стали показателем того, что европейцы умеют взглянуть на развитие в перспективе и отлично понимают, к чему ведёт следование той перекошенной модели экономики, которой мы всё ещё вынуждены следовать. Вообще Италия — видимо, в силу своих особенностей, истории и национального характера — не боится свернуть в сторону от господствующего тренда, если считает его неправильным. И неслучайно Венета готова в одностороннем порядке отказаться от каких-либо санкций в отношении России — итальянцы, которых принято считать немного легкомысленными, умеют хорошо считать.

Но, конечно, на форуме выступали далеко не только представители Италии. Ещё перед началом сессии коллеги-журналисты как коршуны кинулись на самого актуального гостя — президента Роснефти Игоря СЕЧИНА. На фоне снижения нефтяных цен всем было интересно узнать, как чувствует себя крупнейшая российская компания. Однако сенсации не случилось: спикер констатировал, что в снижении цен повинны как превышение спроса и замедление потребления, так и манипулирование, которое имеет место. Кроме того, цена нефти сильно зависит от себестоимости, а новые месторождения и новые технологии требуют больших затрат. Нефтяные компании — крупнейшие российские экспортёры, в том числе и в Европу, куда Роснефть, например, отправляет 85% потребляемого здесь дизельного топлива. Так что вряд ли сланцевые продукты, которыми так хвастают США, способны заменить нынешние российские поставки — как по объёмам, так и по ценам.

Верона-4Открывая следующую сессию, Анджело ТАНТАЦЦИ, президент компании Prometeia S.p.A., призвал «строить мосты, а не стены», имея в виду не только намерение Украины отгородиться от России «великой стеной» (чему в Европе немало дивятся), но, конечно, и необходимость интеграции, особенно нужной в нынешних условиях, которые оценил бывший премьер-министр Италии, а ныне президент Фонда международного сотрудничества Романо ПРОДИ: «Кризис — всё глубже, минус — даже в Германии». А объясняется это в том числе и тем, что «политика убила агрегированный спрос». Однако спикер не ждёт кардинальных изменений в европейской политике, во всяком случае — в ближайшее время. А между тем украинская ситуация нуждается в скором разрешении, которым мог бы стать, по его мнению, «жест доброй воли». Всё правильно, только сам же Романо ПРОДИ вынес своего рода приговор: «Нам требуется российская энергия, а России нужна Европа. Но мы не владеем нашей политикой — она в других руках». Горькое признание. Хотя вроде бы и нет в нём ничего, что не соответствовало бы тому, что мы наблюдаем в последние месяцы. Но всё равно — за Европу обидно…

Вот так, в переплетении проблем экономических и политических, и проходила дискуссия на веронском форуме. Порадовало в ней, во-первых, то, что преобладало всё-таки здравомыслие, а во-вторых, то, что помимо общих рассуждений о ситуации, были и вполне конкретные примеры — как из неё выходить и сейчас и в будущем.

Для БДМ наиболее интересной стала инфраструктурная сессия, которую провёл Михаил БАЙДАКОВ, руководитель рабочей группы Трансевразийский пояс RAZVITIE. Те, кто читал наш журнал и в нынешнем году, и раньше, знают, что мы достаточно плотно ведём этот проект. Сегодня уже есть и реальная программа, и реальная работа: начинается реконструкция Транссиба и БАМа, последовала заинтересованная реакция Китая. Это пока первые шаги, но начало положено. И как сказал, выступая на сессии, генеральный директор Института экономики и развития транспорта Фёдор ПЕХТЕРЕВ, «мы ищем пути решения прозаичной задачи — в очередной раз преодолеть кризис, объединить усилия и найти правильный вектор». И если весь проект, запланированный на годы и десятилетия, кому-то может представиться «неподъёмным», то будучи разделённым на конкретные этапы, он становится не только вполне реальным, но и выгодным для всех его участников. Известно, что вкладывать в инфраструктуру — дело недешёвое и небыстрое, зато — верное. Более того, есть возможность развить уже имеющиеся достижения, как, например, автоматизированные системы управления железными дорогами, о которых рассказал Альберто МАЦЦОЛА, старший вице-президент Ferrovie dello Stato Italiane S.p.A. Понятно, что одним из главных вопросов остаётся финансирование как всего проекта, так и его этапов. Но и такой опыт есть, и им поделился директор по инвестициям Фонда F2i Карло МИКЕЛИНИ. Более подробно об этом мы постараемся рассказать в будущем году.

Верона-2

…Ну и в заключение — несколько слов о Вероне. Как же не поблагодарить этот чудесный город за гостеприимство? Октябрьская Верона мало напоминает московскую осень, хотя среди зелёной листвы уже попадаются золотистые и багряные островки. Но туристов осень не пугает: всё так же целеустремлённо они идут по городским улицам, чтобы добраться до главных достопримечательностей древнего города — Арены и дома Капулетти, где, как утверждают, юная Джульетта стояла на балконе в ожидании Ромео. Правда это или миф — а какая разница? Романтики со всего мира едут сюда в полной уверенности в том, что прикосновение к статуе Джульетты подарит им любовь и счастье. Пусть это и сказка, но какая красивая…

Людмила КОВАЛЕНКО
Иван ВОРОНЦОВ
Верона — Москва
Фото Лидии ИЛЯХИНОЙ