Finversia-TV
×

Последний кадр A A= A+

16.07.2014

ЯнАртЯн Арт

Главный редактор информационного агентства Bankir.Ru

Проблема банковских кадров по-прежнему остаётся одной из самых актуальных. Об этом свидетельствует и весенняя конференция «Рынок труда в финансовой сфере», организованная Bankir.Ru и БДМ в марте этого года, и множество других мероприятий на ту же тему. Тем более что и самые жадные до инновационных модных разглагольствований признали: при всех технологических новациях люди в банке останутся ключевым звеном, и никакой банк 3.0, банк 5.1 без людей не останется — иначе он останется без клиентов.

Сама же проблема очень давно и столь же безнадёжно делится на три части. Первая — текучка, особенно на низовом уровне. Вторая — зарплатная гонка и определённая избалованность персонала. Третья — качество самих кадров, уровень их профессиональной подготовки и элементарных базовых знаний.

Полагаю, эту триаду с незначительными оговорками признает любой банкир и HR-менеджер (если только он действительно отвечает за подбор кадров, а не за корпоративные «весёлые старты», тим-билдинги и прочую мишуру).

Что ж происходит, когда начинают обсуждать банковские кадры в формате конференций, форумов, семинаров, интервью, докладов и т.п.? А происходит резкий поворот совершенно в другую сторону — в сторону набившей оскомину темы «поколений X, Y, Z». А пойдя на эти три буквы, все, словно говорящие куклы, начинают твердить одно и то же. Мол, новое поколение принципиально отличается от старого. Мол, с ними нужна другая система мотивации, нужно обеспечивать соответствие их запросам, адаптировать рабочие процессы под их субкультуру. И проч. и проч.

И — понеслась тема по кочкам. Геймификация! Новые карьерные стимулы! Новые форматы работы с молодёжью!

У меня возникло — давно и стойко — ощущение, что повторяется история с голым королём, когда никто не решается сказать: эта тема высосана из пальца.

Ну, о геймификации рабочих процессов говорить всерьёз вообще не хочется — этим пусть занимаются специалисты по социальной адаптации даунов. С обывательской точки зрения для меня главное одно — чтобы геймификация не достигла ракетных войск и персонала атомных электростанций. А так — пусть хоть с пупсиком на кредитный комитет идёт…

Что касается «новых карьерных стимулов», то есть ли они у этого самого поколения Y? Вспомним некоторые исследования годовой давности (надеюсь, никто не станет утверждать, что за минувший год вылупилось ещё и поколение Z+).

Что же хочет этот самый «игрек»? А он, как на полном серьёзе констатировал один из докладчиков на одной из «работных» конференций, хочет: гибкий график работы, работать дистанционно (из дома или на пляже), быстрого карьерного роста, высокую зарплату, международные командировки и обучение за счёт работодателя.

А теперь вопрос к читателям в диапазоне 35 и старше. Как во времена нашей молодости старшие товарищи назвали бы зелёного юнца с такими запросами? Как? Нет, это слово теперь запрещено думцами, давайте подберём помягче. Правильно: оболтус. Ты, значит, хочешь на пляже валяться, «гибко» приходить, но при этом — сделать карьеру, а значит, руководить людьми? А если эти люди тоже хотят на пляже, а? Ты, значит, хочешь высокую зарплату, но при этом предлагаешь ещё и оплачивать твоё «доучивание» — то есть недостаток твоего профессионализма. На работу, значит, ходить тебе не очень интересно, но в Милан и Нью-Йорк ты, так и быть, поехать согласен? А в перерывах между пляжем и Миланом — чтоб «тим-билдинги» и «тренинги»…

А теперь, товарищи банкиры — простой вопрос. Вы что, искренне считаете, что стоит вопрос о том, как переделать банки под вот такого вот самодовольного и жадного лентяя? А оно нам надо?

Ах да, нас же заставлял растущий рынок и зарплатная гонка. Так они, знаете ли, закончились. И банков уже не 1300, и не 1100. Хорошо, если останется 800. Так что — начался великий разворот совсем к другому рынку труда. И хотя он далеко не от хорошей жизни — не уверен, что этот разворот не на пользу российскому рынку и социуму.

Настоящая проблема с кадрами — в её третьей части: квалификации и профессионализме. С ними — беда. Но, боюсь, решить её в краткосрочном варианте не удастся. Потому что большинство так называемых корпоративных «университетов» и учебных центров сводится к примитивным тренингам по технологии продаж, «впаривания». А для всего остального недостаточно желания банков поднять профессионализм финансистов. Нужно желание вузов. Выраженное не в виде участия представителей вузов в многомудрых конференциях и форумах, а продиктованное страхом. Страхом, что спрос на услуги этого вуза у абитуриентов упадёт. Но пока им не страшно. Потому что в вуз пока идут не за образованием, дающим возможность получить работу, а за дипломом. А работа — она же для молодых россиян сама по себе не ценность. Мы же не Испания какая-нибудь, в конце-то концов. Пока мы распродаём свои недра, работы — пусть самой выхолощенной и ненужной — в принципе хватит всем. Так что — продолжаем бодро идти на XYZ.