Стр. 25 - BDM_2010-06

Упрощенная HTML-версия

25
июнь 2010
Банки и деловой мир
Без границ:
путь к евразийской интеграции
Плюс к тому СНГ — практически не-
объятный общий рынок сбыта товаров
и услуг и масштабный транспортный
коридор, соединяющий Европу с Ази-
ей. По данным той же статистики, наши
страны остаются друг для друга самым
крупным источником инвестиций, ин-
новаций и трудовых ресурсов.
Вот только использовать все эти кон-
курентные преимущества Содружества
мы пока не научились. Но учимся — в
том числе и у Европейского союза, где су-
мели продвинуться достаточно далеко.
БДМ:
Однако, как показывают послед-
ние события, проблем избежать им все
же не удалось. Сейчас часто объясня-
ют возникшие в ЕС сложности тем, что
экономически развитым странам при-
ходится спасать слабых — за счет соб-
ственных налогоплательщиков. У нас
в СНГ расклад примерно тот же — не
превратится ли интеграция в хрониче-
ское латание тришкиного кафтана?
Так ведь не на пустом же месте возник-
ла идея разноскоростной интеграции.
Попытки синхронно решить все про-
блемы во всех странах сразу заведомо
обречены на провал и могут подорвать
саму идею объединения. Поэтому тем,
кто сильнее, приходится брать на себя
и большую ношу, и большую ответ-
ственность. Если в Евросоюзе роль та-
ких «коренников» принадлежит Герма-
нии и Франции, то в СНГ это Россия,
Белоруссия и Казахстан. К примеру, в
прошлом году на них пришлось 80%
совокупного экспорта и 65% импорта
всех стран Содружества. Совершенно
логично, что именно эти три страны
образовали Таможенный союз. Если
бы мы попытались сразу же собрать в
него всех участников СНГ, дело, скорее
всего, и по сей день не сдвинулось бы с
мертвой точки — мы попросту завязли
бы в переговорах.
БДМ:
Но даже в таком варианте, Сергей
Владимирович, пока не удалось до-
стичь согласия по всем вопросам, и
похоже, Таможенный союз начинает
свою жизнь в урезанном составе?
Задержка досадная, но к подобным ве-
щам надо относиться спокойно и пред-
видеть, что продвижение будут тормо-
зить и экономические нестыковки, и
политические сбои, а порой и челове-
ческие амбиции. И снова отсылаю вас
к опыту Евросоюза, где переговорный
процесс не прекращается, наверное,
ни на день. Дипломатия, в том числе и
экономическая, требует времени, тер-
пения и последовательности. Возьмите
хотя бы историю со вступлением Рос-
сии во Всемирную торговую организа-
цию — она затянулась на долгие годы,
но от этого жизнь в стране не остано-
вилась.
БДМ:
Скажите, а грядущее вступление
России в ВТО не может негативно ска-
заться на торговых контактах внутри
СНГ? Ведь в этой организации столько
различных требований и запретов…
Известно, что членство в любой между-
народной организации не только дает
дополнительные права и преференции,
но и налагает определенные ограниче-
ния — собственно, переговоры вокруг
этих вопросов и ведутся. А чтобы избе-
жать лишних трений внутри Содруже-
ства, необходимо современное соглаше-
ние о взаимной торговле.
Формально в СНГ существует Со-
глашение о создании зоны свободной
торговли образца 1994 года. Теорети-
чески — ключевой документ, но прак-
тически он не работает. Скажем, Рос-
сия к нему не присоединилась по очень
простой причине: во многих аспектах
он не соответствует правилам между-
народной торговли, а значит, не вписы-
вается в практику ВТО. Да и лет с 94-го
года прошло немало, мир изменился…
Поэтому сейчас, в рамках своего пред-
седательствования в СНГ, Россия ведет
переговоры по новому соглашению,
которое заложило бы основы для юри-
дического оформления правил торгов-
ли с другими странами Содружества,
совместимых с требованиями ВТО и
других международных институтов.
По существу же речь идет о консоли-
дации свободной торговли товарами (а
может быть, и услугами) на простран-
стве СНГ.
БДМ:
Что это значит?
Говоря коротко, мы хотим упростить
режим торговли между нашими стра-
нами. А для этого в первую очередь
нужно, чтобы мы общались на одном
экономическом языке. Значит, надо, как
принято говорить, гармонизировать —
то есть привести в соответствие — ре-
гуляторные требования, технические
регламенты, санитарные нормы и так
далее. Требуют упрощения и таможен-
ные процедуры, тем более что нынеш-
ние информационные технологии по-
зволяют это сделать очень эффективно.
Но, пожалуй, самое главное и сложное,
что предстоит сделать — прописать
процедуры правоприменения. Иначе
любое, даже самое замечательное со-
глашение потеряет смысл, потому что
его невозможно будет применить на
практике.
БДМ:
Такая неподъемная куча «бумаж-
ной» работы… Понятно, что она не-
обходима, но нет ли опасности в ней
утонуть, так и не добравшись до ре-
ального воплощения множества про-
ектов и программ?
Если вы помните, на мартовском фо-
руме в Москве по этому поводу было
высказано немало критических замеча-
ний, по большей части справедливых.
Альтернативы интеграции, по большому счету, нет —
ни для России, ни для постсоветских стран,
ни для Европы
Нам предстоит преодолеть прежде всего те нерешенные
вопросы, порой очень непростые, которые остались еще
между участниками Содружества