90
Банки и деловой мир
июль 2010
Качество жизни:
Больше, чем хобби
Так или иначе, но встреча эта произо-
шла, видимо, в самый нужный момент.
Я тогда работал в Лондоне и время от
времени выполнял просьбы питерских
друзей — покупал им знаменитые бри-
танские рыболовные снасти. И как-то
решил зайти в магазин, где не бывал
года три. Обнаружилось, что его уже не
стало, а вот художественная лавка (куда
я тоже прежде заходил из любопытства)
на той же улице — на месте. Вот в нее
я и решил заглянуть. По сути, это даже
не магазин был, а мастерская с неболь-
шим салоном. Картины меня заинтере-
совали, а поскольку на многих из них я
увидел подпись — Гандини, то спросил
хозяина, не он ли их автор. Оказалось, я
не ошибся. И тогда — неожиданно для
себя — спросил, не берет ли мастер уче-
ников. «Иногда беру, — ответил он. —
Хотите попробовать? Тогда приходите
в субботу, посмотрим, что вы можете».
Вот так я и нашел своего учителя, и бли-
жайшие четыре года стали для меня на-
стоящей школой.
БДМ
: Как я понимаю, учеба шла парал-
лельно с основной работой?
Конечно. Каждую неделю (если не вы-
бивали из графика рабочие поездки) —
двухчасовой урок и домашнее задание.
И знаете, мало того, что мне очень нрави-
лась эта учеба, но я неожиданно открыл
для себя, что занятие живописью добав-
ляет мне энергии. По логике вещей все
должно было бы быть наоборот — я по-
рой садился «за уроки» поздно вечером
очень усталым. Но потом ощущал такой
творческий подъем, что забывал о време-
ни. Случалось, просиживал над работами
почти до рассвета, но недосып нисколько
не сказывался — наутро вставал бодрым
и полным сил. Это удивительное состоя-
ние я очень ценюи на своем примере убе-
дился, что освоение любого нового дела,
непременно связанное с разочарования-
ми и ошибками, требует настойчивости
и последовательности. Тогда обязатель-
но будет результат — и вся затраченная
энергия вернется в усиленном объеме.
БДМ:
То, чем вы занимались в Procter &
Gamble, как-то было связано с вашей
будущей банковской работой?
Непосредственно с финансовыми струк-
турами я не работал, а занимался изуче-
нием рынков, разработкой концепций и
продвижением брендов и продуктов ком-
пании в Европе, на Ближнем Востоке, в
Африке, в разных странах…А с финанса-
ми у меня тоже связано «совпадение» —
уж не знаю, стоит ли его расценивать
таким образом. Во всяком случае, пред-
ложение поработать в одном из круп-
нейших российских банков тоже пришло
достаточно неожиданно, и в очередной
раз повернуло мою судьбу. Видимо, сно-
ва сработала та самая «неосознанная за-
кономерность», потому что я чувствую
себя, как говорят, на своем месте.
БДМ:
Давайте вернемся к событию,
которое стало поводом для нашей бе-
седы. Когда вы готовили выставку,
скорее всего, тщательно отбирали ра-
боты. По каким критериям? И есть ли
особенно любимые?
Трудно сказать… Любимые, наверное,
все — иначе не рисовал бы. Другое дело,
что различные стили и техники позво-
ляют по-разному реализовать замысел,
передать чувство или мысль, которые
закладываются в работу. Так что на
выставку отобрал работы, чтобы под-
черкнуть это разнообразие наилучшим
образом. В том числе на выставке пред-
ставлена одна из первых моих работ —
«Экзамен». Мне она близка настрое-
нием — так же, как изображенная на
рисунке юная балерина, я держал в ней
свой экзамен и волновался за результат.
Мне хотелось сделать эту работу легкой,
воздушной — и в то же время показать,
какой нелегкий труд стоит за этой гра-
цией, которая кажется столь естествен-
ной. По-моему, это удалось, потому что
я вложил в работу свои эмоции, настро-
ение «сданного экзамена», соединяю-
щее облегчение и тревогу. Это чувство
чуть тревожного ожидания результата
сохранилось у меня до сих пор. И не в
том суть, чтобы картину похвалили —
главное, чтобы она не оставила зрителя
равнодушным.
БДМ:
На выставке много графики— это
как-то отражает ваши предпочтения?
Я предпочитаю разнообразие жизни.
Поэтому стилевых предпочтений у
меня нет. Мне нравится техника жи-
вописи маслом, она способна передать
всю красочность жизни, добавляет дра-
матизма и экспрессии. Но графика лич-
но мне позволяет более четко отразить
какую-то одну эмоцию или мысль. И от-
тачивает руку — потому что не проща-
ет ошибок. Если работаешь в графике,
воплощение задуманного требует бо-
лее глубокой концентрации. Она силь-
но дисциплинирует, собираешься весь,
как на экзамене. И потому не случайно
работу «Экзамен» я выполнил именно
в графике.
БДМ:
Меня поразила еще одна ваша гра-
фическая работа, та, с колоколом…
Она так и называется — «Колокол мо-
литв». Он находится в непальском хра-
ме Сваямбунатх, к которому ведут 365
ступеней. Помню, когда я был там, меня
поразило, что при всем разнообразии
мировых религий есть общие грани,
которые помимо идей выражаются
еще и в символах. Колокол во многих
религиях ассоциируется с молитвой, с
определенным служением. И этот образ
показался мне очень значимым, симво-
лизирующим связь времен и народов.
По буддийской традиции, когда человек
бьет в колокол, он молится. Этот коло-
кол доступен — любой может ударить в
него и услышать глубокий, чистый звук.
Так же и наше православное служение
трудно представить без колокольного
В моей работе творчество, постоянный поиск новых
ходов и решений — необходимость профессиональная
Не в том суть, чтобы картину похвалили — главное, чтобы
она не оставила зрителя равнодушным