О новом мэре, пробках и страхе
Виталий Коваленко
М
осквичи, как и положено, отнес-
лись к назначению нового мэра
по-разному. И только в одном,
думаю, все без исключения оказались еди-
ны: а что же, интересно, из этого получится?
На то, что враз вдруг исчезнут пробки, а
предприятия ЖКХ перестанут на жильцах
наживаться, вряд ли кто всерьез надеется.
Хозяйство столицы не маленькое, это вам
не Бельгией управлять, тут хозяин нужен.
А хозяина — назначенного или избранно-
го — должен признать город.
В этом, собственно, и состоит коллизия.
Взявшись за гуж, новый мэр лишил себя
права сказать, что не дюж. Человек, по суще-
ству, поставил на карту столицы всю свою
так замечательно сложившуюся карьеру.
Это — мужское решение. И оно не может
не вызывать уважения.
Конечноже, новому лицу была продемон-
стрирована поддержка на всех возможных
уровнях. И годы, прожитые на Старой пло-
щадии вБеломдоме, тоже реальныйкапитал.
Не стоит только его преувеличивать. Еще не
забылось, полагаю, как через пару месяцев,
проведенных в федеральном кресле, даже
такая родная и близкая Тюмень вдруг равно-
удалилась до уровня одного из многих феде-
ральных субъектов. Увы, есть у кресла такая
особенность: менять сидящеговнемчеловека,
в томчисле иотношение кпереставшему быть
в команде коллеге. Поэтому по-настоящему
надежная точка опоры одна — город. Если
удастся взять его быстро — счет идет на ме-
сяцы— вывезет. Ну а не удастся…
Честно признаюсь, нет никакого желания
даже рассматривать второе «если». Потому
что это мой город, и безвременье — не дай
бог, оно действительно затянется — станет
для него катастрофой.
В первый понедельник ноября чиновники
мэрии явились на работу к восьми утра —
добровольнооткликнувшисьна призывмэра
лично принять участие в борьбе с пробками.
Можно сколько угодно иронизировать, но в
августе, любимом отпускном месяце власть
предержащих, будни на дорогах Москвы
очень даже похожи на выходные. И если
бы этому примеру последовала Дума и еще
пара-тройка серьезных госструктур, удар по
пробкам сразу бы стал всем заметен.
Но лояльность аппарата — это данность.
Знаменитое полесовское «всегда!», по сути,
и есть кредо любой администрации. Поэто-
му в готовности чиновников мэрии верой и
правдой служить новому начальнику почти
нет лукавства, в ее основе —корпоративное
качество. Саботажи, естественно, будут, но
локальные, и подавить их удастся силами
самого же аппарата. Потому что его второе
корпоративное качество — страх. Однако с
каждым шагом от Тверской 13 этот фактор
быстро истончается.
Москва — город варягов. Коренные жи-
тели в ней — миноритарии, не способные
всерьез противостоять тем, кто решился
когда-то порвать корешки, связывающие с
малой родиной — с ее погостами, друзья-
ми, одноклассниками, и отправиться за-
воевывать столицу. Не каждый способен
на такой шаг, он требует мощного заряда
эгоцентризма и, конечно же, смелости. Оди-
ночество в многомиллионном городе, когда
самые близкие люди— соседи по площадке,
развивает и гипертрофирует эти качества.
Помноженные на комплекс неполноцен-
ности, они порождают смог агрессии, кото-
рый буквально висит над нашими дорогами.
Каждый сидящий за рулем ежедневно при-
нимает на себя эту энергию враждебности,
уворачиваясь от подрезавшего «жигуленка»
или тупо лезущего в твой ряд «хаммера».
Чтобы выжить в таких условиях, нужно
либо выстроить собственный клан, либо
вписаться в чужой. Клан — это своего рода
компьютеризированное средневековоемини-
государство. Со своимхозяйством, обороной
имощнейшимминистерствоминостранных
дел—обеспечить автономное существование
в столице можно только в том случае, если
имеешь сотни «завязок» на самых разных
уровнях. Москва сегодня состоит из велико-
го множества такого рода мини-государств.
Крупные всем известны, мелочь мало кого
занимает, но все они между собой взаимо-
действуют, и стоит потревожить даже малое
звено, как по городу начинается «великий
перезвон». Этоипорождает встречный страх,
который нейтрализует страх официальный,
исходящий от управления городом.
…Те, ктоблизко знаетнашегоновогомэра,
говорят, что с друзьями он бывает общитель-
ным и веселым. Мне пока удалось увидеть в
новостях только пару кадров, да и те чисто
протокольные, когда не улыбнуться совсем
ужбыло неприлично. Наверное, так ему про-
ще выразить главную свою сегодняшнюю
суть — решимость идти до конца. Потому
что с конкретными проблемами, даже таки-
ми сложными, как ЖКХ и автомобильные
пробки, справиться можно: немного денег,
ума и желания — и улицы Москвы будут
ехать даже в часыпик. Авот заставить, чтобы
это сделала сегодняшняя структура города
(а по-другому невозможно)—с такой задач-
кой на шее особенно не заулыбаешься.
Опыт, правда, уже есть: Тюмень устроена
по той же схеме и «ребята» там тоже креп-
кие. Но сколько их на всю Тюмень и сколь-
ко в столице? Задачка, однако, стоит того:
если удастся, мы действительно получим
качественно новую модель. Не транспорт-
ную — модель современного устройства
города. А имя нашего мэра будет по праву
занесено в скрижали. Рядом с улыбающимся
портретом.
100
Банки и деловой мир
ноябрь 2010
Post scriptum