Стр. 90 - BDM_2011-06

Упрощенная HTML-версия

Здесь будет над чем посмеяться и всплакнуть, чего испу-
гаться и чему удивиться.
Финал, где побеждают любовь и справедливость, пре-
вращается в грандиозное пиротехническое зрелище, объ-
единяющее персонажей, актеров и зрителей и олицетво-
ряющее торжество праздника театра.
Книжная полка
Былины.
Под ред. М. Сперанского
Амрита
Чем нам близки преданья старины глу-
бокой? Они хранят неповторимый дух
истинного патриотизма. Слава богаты-
рей земли русской — Ильи Муромца,
Алеши Поповича, Добрыни Никитича
и их чуть менее знаменитых, но столь
же доблестных братьев по оружию —
вдохновляла защитников нашего Отечества во все времена.
Это изысканное репринтное издание вышедшего в
свет 1916 году в серии «Памятники мировой литерату-
ры» уникального сборника, в котором сохранена не толь-
ко дореволюционная стилистика текстов, но и старинные
иллюстрации. Помимо былин в том включены вводные
статьи и примечания члена-корр. Петербургской акаде-
мии наук М.Е. Сперанского. В чем значимость былин?
В их тексте сохранился целый ряд исторических сведений,
которые находят подтверждение в трудах современных
ученых и в археологических находках. К примеру, в тек-
сте вступительного очерка о Добрыне говорится:
«В боль-
шинстве ­песен образ Добрыни довольно устойчив в своих
главных чертах: это богатырь знатного происхождения,
выдающийся своим образованием — «вежеством», способ-
ностями «дипломата» (отправляет посольства), помимо
личной храбрости и силы»
. Древнерусский эпос сохра-
нил следы языческих верований и представлений, обра-
зы славянских богов и подвиги легендарных богатырей.
В приложениях даны описание былинной речи, словарь
старинных и местных слов, указатель имен собственных
и географических названий.
Евгений Филенко.
Шестой моряк
Снежный Ком М
Роман известного уральского фанта-
ста о приключениях шкодливого бога
хитреца-трикстера Локки в разных
эпохах. Вот времена легендарные, ког-
да не слишком сообразительные огис-
сы принялись искать своего потерян-
ного короля и для этой цели вызвали
демона, который согласно древнему
договору-велению должен выполнить их желание. Непро-
сто извечным персонажам общаться с представителями
рода человеческого:
«О люди, кто вас породил на свет?
Наверное, крокодилы. Отчего вы решили употребить мою
силу и мои знания столь неразумным образом? Отчего вы
решили колоть орехи при помощи горного камнепада? Ведь
он неминуемо погребет и вас вместе с вашими нелепыми
орехами. Не проще было напрячь свои скудные мозги и до-
копаться до истины обычными способами?..»
Потом автор предложит нам собственную версию древ-
них саг, причем описание всевозможных приключений
дополняется забавными стихотворными строфами, сти-
лизованными под висы из исландских саг, и неторопли-
выми беседами персонажей:
«Тебе не о чем беспокоиться,
старик… Да, я мечтаю снести твою голову и насадить
на кол, но не сделаю этого, пока не увижу, что ты стал
мне совершенно бесполезен. А до этого еще далеко, потому
что ты приятный собеседник. В особенности для челове-
ка, который пять лет провел в седле, в окружении воинов,
способных говорить только о жратве, бухле и бабах. Но
твоего раба я бы убил с удовольствием, потому что он не-
радиво выполняет свои обязанности и до сей поры не несет
нам обещанной браги»
.
Фенимор Купер.
Пионеры,
или У истоков Саскуиханны
Альфа-книга
Кто из нас не играл в детстве, вообра-
жая себя героем прославленных при-
ключенческих романов? Разумеется,
одеяние и снаряжение «сочинялось»
из подручных средств. И представлял
храбрых индейцев и следопытов каж-
дый по-своему. Уникальность этого
издания в том, что оно снабжено полным комплектом ил-
люстраций, позволяющих увидеть героев такими, какими
представлял их писатель: в полной, выражаясь научно, ви-
зуализации их одежды, оружия и предметов быта. Множе-
ство более поздних иллюстраций не только упрощали эти
необходимые для полного восприятия романов детали, но
порой и искажали их по разным причинам.
Интересна и личность художника. Если Фенимор Ку-
пер создал жанр романа-вестерна, но его собственная
жизнь была не так уж драматична, то в жизни его лучшего
иллюстратора Михала Эльвиро Андриолли приключений
и драм было немало. Сын оставшегося в России наполе-
оновского солдата, он был отправлен отцом из Вильно в
Москву учиться медицине, а предпочел живопись. Вернув-
шись домой, участвовал в польском мятеже, был арестован
и осужден, бежал за границу, жил в Лондоне и Париже, по-
том вернулся в Россию и снова угодил под суд и в ссылку.
Сослали художника в Вятку, где он расписывал кафедраль-
ный собор, а помощником у него был молодой Виктор Вас-
нецов. Потом Андриолли помиловали, он уехал в Варшаву,
а затем снова в Париж. Писал исторические картины, ил-
люстрировал стихи Мицкевича и пьесы Шекспира.
90
Банки и деловой мир
июнь 2011
качество жизни:
книжная полка