Стр. 116 - BDM_2011-08

Упрощенная HTML-версия

графики составляет лучшая часть коллекции рекламных
плакатов известного собирателя плакатов и экслибрисов
Ф.Ф. Федорова, поступившая в Третьяковскую галерею в
1933 году. В последние десятилетия этот раздел собрания
значительно пополнился произве-
дениями, связанными с культурой
русского зарубежья.
Уникальные образцы плакатов
художников-эмигрантов, пред-
ставляющие театральные и выста-
вочные проекты, были переданы в
галерею из Франции в 1989 году по
завещанию вдовы М.Ф. Ларионова
А.К. Томилиной в составе объемно-
го и разнообразного наследия художника, на протяжении
всей жизни собиравшего тиражную графику. Отдельные
произведения поступили из других частных коллекций.
На выставке демонстрируется около 100 произведений,
самые ранние из которых относятся к 1897 году — этапно-
му в становлении отечественного плаката. Именно в этом
году в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве прошла первая
Международная выставка плаката, во многом определив-
шая дальнейшее развитие этого вида графики в России.
В состав знаменитой выставки в основном вошли европей-
ские плакаты. Их художественное качество было так высо-
ко, что отечественными мастерами значение плаката было
кардинально переосмыслено — из чисто коммерческого
«продукта» плакат перешел в область художественного,
открывая для многих знаменитых живописцев, графиков,
архитекторов новую сферу творческой деятельности.
Экспозиция представляет несколько разделов, соответ-
ствующих принятой классификации плаката: выставочный
(художественный, промышленный), зрелищный (театраль-
ный, концертный, киноплакат), книгоиздательский, соци-
альный (благотворительный, военный, страховой заем).
В основном это — крупноформатная печатная графи-
ка, выполненная в технике хромолитографии. Во многих
плакатах отразилось свойственное модерну стремление
освоить среду. Одновременно проявилось и то, что стало
основой рекламы новейшего времени — эстетизация опре-
деленного образа жизни. В этих работах видна тенденция
к переходу от предметного реалистичного изображения в
плакате к шрифтовым композициям-экспериментам.
Книжная полка
Елена Милюгина.
Великие полотна. Музей Метрополи-
тен. Нью-Йорк
Белый город
Книга посвящена собранию живописи, хранящемуся в
одном из прославленных мировых музеев. Первый раз-
дел —живопись Италии. Особенностью итальянского Ре-
нессанса было существование одновременно множества
художественных центров. Главные из
них находились в Милане, Венеции,
Флоренции, Риме и Неаполе. До сере-
дины XV века итальянское Возрожде-
ние развивалось преимущественно во
Флоренции, но когда ее мастера приез-
жали в другие города, тосканская куль-
тура трансформировалась с учетом
местных традиций. Однако оставалось главное: исключи-
тельно важную роль играли пропорции, ни один аспект
изображения не подавлял другие — все они составляли
уравновешенное целое, где выражение эмоций действую-
щих лиц было подчинено тому же чувству меры.
В коллекции музея «Метрополитен» есть и уникальное
собрание картин Северного Возрождения. Среди работ —
«Портрет монаха-картезианца» Петруса Кристуса, один из
шедевров, демонстрирующих виртуозность кисти мастера
и своеобразие его стиля.
«Портрет удивительно достове-
рен: твердые черты лица, выразительные глаза, четко от-
черченные губы, морщины и вены у лба, объемно вылеплен-
ная голова наводят на мысль, что художник запечатлел
конкретное лицо».
Искусство портрета — одно из наибо-
лее выдающихся достижений нидерландской живописи.
Одной из лучших коллекций импрессионистов явля-
ется собрание картин Эдуарда Мане. В книгу включены
репродукции «Мальчика с мечом», на которой изображен
сын художника в костюме испанского пажа с оружием XVII
века и «Мадмуазель Викторина в костюме матадора». Это
была любимая модель Эдуарда Мане, которая позировала
ему для его прославленных полотен «Завтрак на траве»
и «Олимпия». Картина «В лодке», шедевр пленэра Мане,
передает непосредственное, острое ощущение жизни.
Помимо этого в издание включены главы, посвященные
творчеству Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля Старшего,
Рембрандта Харменса ван Рейна, Петера Рубенса, Николы
Пуссена, Эдгара Дега, Клода Моне, Огюста Ренуара и мно-
гих других.
Вера Калмыкова.
Прадо. Мадрид
Белый город
Датой основания этого музея принято
считать 19 ноября 1819 года. Перво-
начальная коллекция состояла из трех
больших частей. Первая — остатки
собраний династии Габсбургов, пере-
жившие многочисленные перипетии,
связанные с пожаром в королевском замке, нашествием
Наполеона и т.д. Вторая — произведения религиозного
искусства. И самая обширная, третья часть коллекции —
работы испанских художников.
Помимо множества репродукций, на которых изобра-
жены картины, ставшие классикой мирового изобрази-
тельного искусства, в издании подробно рассказывается
об их создателях и изображенных на них персонажах. Так,
116
Банки и деловой мир
август 2011
качество жизни:
книжная полка