же тему затронул в своем
выступлении и премьер-
министр РФ
Владимир
ПУТИН
:
«Действительно,
теперь бюрократии всех
трех стран должны будут
жить в условиях конкурен-
ции и создавать наилучшие
условия для применения ка-
питалов в наших странах.
Потому что, естественно,
после того, как созданы
условия, для того чтобы
можно было регистриро-
ваться, работать в Бело-
руссии, Казахстане и Рос-
сии, бизнес, конечно, будет
выбирать ту страну, где
созданы наилучшие условия. И россий-
скому правительству придется еще
раз взглянуть на то, что происходит.
Мы уже с тревогой смотрим на неко-
торые вещи и у себя внутри, в прави-
тельстве, обсуждаем, что нужно сде-
лать для того, чтобы быть наиболее
конкурентоспособными, чтобы бизнес
выбирал площадки именно российские.
Теперь появляется серьезный стимул
для национальных бюрократий рабо-
тать лучше»
.
Да, уже сейчас есть над чем заду-
маться. Только с начала нынешнего
года уже несколько сотен российских
компаний перебрались в юрисдик-
цию Казахстана, где налоговая на-
грузка несравнимо более либеральна.
Впрочем, как мы видим, российские
власти тоже пытаются как-то увязать
потребности бюджета и интересы
бизнеса. Понять их можно: в предвы-
борный год традиционно раздается
множество социальных обещаний,
выполнение которых требует допол-
нительных денег, а более или менее
надежный источник их в России по-
прежнему завязан на «трубу» и опас-
но зависим от мировой конъюнкту-
ры цен. Поэтому вполне объяснимо
желание государственных финанси-
стов поприжать бизнес налогами. В
своем выступлении на конференции
президент РСПП
Александр ШО-
ХИН
привел для сравнения ставки
только двух налогов: на добавленную
стоимость, который в России — 18%,
а в Казахстане — 12%, и подоходный,
соответственно 13 и 10%. Это
«дела-
ет Казахстан очень перспектив-
ным местом по развитию бизнеса
и переносу туда производственных
мощностей, особенно иностранных
инвесторов.
Вопросы «общего налогового хо-
зяйства» не вполне учитываются
при подготовке национальных до-
кументов,
— продолжил президент
РСПП. —
Госдума в третьем чтении
приняла закон о трансфертном цено-
образовании. Логичный вопрос — как
это будет работать в рамках Тамо-
женного союза, как и возможность
формирования консолидированной
группы налогоплательщиков. Сильно
различается уровень акцизов. Пусть
границы «на замке», и увеличения
контрабанды, которого опасаются
российские производители, не будет,
но уровень нагрузки на компании трех
стран объективно различается, что
ведет к миграции бизнеса в страны с
наименьшим уровнем акцизов».
28
Банки и деловой мир
август 2011
без границ