Александр Хандруев
О пагубной самонадеянности
К началу 2011 года казалось, что благодаря гигантским денежным
вливаниям правительств и центральных банков кризис остался
позади. Еще в 2010-м специалисты Мирового банка сделали вы-
вод: глобальная экономика переходит от фазы посткризисного
оживления к фазе медленного, но достаточно стабильного роста.
Пессимистические прогнозы ряда аналитиков о вероятности «второй
волны» по большому счету всерьез не рассматривались.
В
ера во всесилие печатного станка
и «мудрых» политических реше-
ний G20 была так велика, что впору
было говорить о торжестве государ-
ственного интервенционизма. И дей-
ствительно, антикризисные програм-
мы позволили избежать глобального
финансового коллапса. Но это была
пиррова победа…
Политические лидеры ведущих
стран продолжали жить иллюзией,
что денежная накачка экономики и
бюджетные дефициты — меньшее зло
по сравнению с затяжной рецессией и
массовой безработицей. Заявления о
необходимости перехода к политике
бюджетной консолидации оставались
на бумаге. Более того, воспроизводи-
лась порочная модель государствен-
ного регулирования, ориентирован-
ная главным образом на поддержку
крупных и крупнейших участников
рынка.
Вместо бюджетной экономии и не-
замедлительного введения глобально-
го налога на финансовые транзакции
(модифицированного налога Тобина)
продолжает доминировать догма Too
Big to Fail. Бюджетную помощь про-
должают получать те, на ком лежала
главная ответственность за раздувание
«пузырей». Вместо перераспределения
финансовой поддержки в пользу кре-
ативного класса — малых и средних
предприятий — проводится политика
количественного смягчения, позво-
лявшая правительствам жить в режи-
ме мягких бюджетных ограничений.
Вместо международной координации
усилий по уменьшению глобальных и
региональных дисбалансов приоритет
на деле отдается национальным и пар-
тийным интересам. Провалы рынка на
поверку оказались провалами госу-
дарственного регулирования.
И гром не замедлил грянуть. В ав-
густе фондовые индексы покатились
вниз. Толчком к этому послужили
дебаты американских законодателей
о потолке государственного долга,
который в 2010-м был определен Кон-
грессом на уровне $14,294 триллиона.
Но уже в мае было очевидно: США
придется в очередной раз принимать
решение о его повышении. Тем не ме-
нее вокруг этого вопроса завязалась
политическая борьба, которая впер-
вые в истории страны поставила ее
на грань технического дефолта. Все
ведущие международные рейтинго-
вые агентства заявили, что если по-
литики не придут к положительному
решению вопроса о повышении ли-
мита государственной задолженно-
сти, то неизбежным будет понижение
суверенного и кредитного рейтингов.
Буквально за несколько часов до фор-
мального объявления технического
дефолта решение приняли — но оно
оказалось запоздалым.
Его нужно было принимать в мае,
вместе с запуском программыжесткой
бюджетной экономии. Не секрет, что
низкая доходность и спрос на амери-
канские гособлигации поддержива-
ются не только силами рынка, но и
операциями ФРС в рамках политики
количественного смягчения. Первый
раунд программы был запущен в фев-
рале 2009-го, когда на покупку госбумаг
и ипотечных облигацийФРС выделило
$1,7 триллиона, а второй (ноябрь 2010-
го — июнь 2011 года) предусматривал
скупку госбумаг на сумму $600 мил-
лиардов. Совершенно очевидно, что
интервенции центрального банка не
могут продолжаться бесконечно. Неиз-
бежной платой за это будет инфляция,
которая послужит горьким похмельем
для близоруких политиков.
И это не только проблема США.
Преддефолтное состояние бюджетов
ряда стран ЕС, признаки расстрой-
ства государственных финансов в
Китае, «расточительность» расхо-
дной части бюджета России, где на
ближайшие два года цена на нефть,
балансирующая бюджет, закладыва-
ется на уровне более $125 за баррель
(выше среднегодовых исторических
максимумов) — все это показывает,
что мир продолжает жить иллюзия-
ми государственного интервенцио-
низма.
Но жизнь показывает: денежные
вливания правительств и централь-
ных банков могут приносить лишь
временное облегчение. Они необ-
ходимы в критических ситуациях и
уместны для частичного поддержа-
ния эффективного спроса. Однако
они не в состоянии его обеспечить в
достаточном объеме на среднесроч-
ную перспективу. Главной задачей
государства в экономике остается
создание такой системы формальных
и неформальных правил (институци-
ональной среды), которая содейству-
ет предпринимательской активности.
В том числе — и путем выборочной
финансовой поддержки через меха-
низмы государственно-частного пар-
тнерства, и жесткого антимонополь-
ного регулирования, и применения
мер гражданского и уголовного зако-
нодательства против недобросовест-
ных участников рынка.
В 1989 году Фридрих фон Хайек на-
писал свою последнюю книгу «Пагуб-
ная самонадеянность: ошибки социа-
лизма». Если бы он был жив сейчас,
название его новой книги, возможно,
звучало бы так: «Пагубная самонад-
еянность: ошибки государственного
интервенционизма».
14
Банки и деловой мир
сентябрь 2011
события и комментарии:
Колонка Александра Хандруева