Стр. 12 - BDM_2011-11

Упрощенная HTML-версия

В порочном круге
рекапитализации
Мировая финансовая драма продолжается. И никто не знает, сколь-
ко в ней еще будет актов и каким окажется финал. В ее исходном
пункте — безудержная алчность финансовых посредников, под-
держиваемая безответственной экономической политикой и оппор-
тунистическим поведением рейтинговых агентств, которая привела
к обвалу котировок фондовых рынков и беспрецедентному кризису
«плохих» портфелей.
П
еред угрозой массового оттока
вкладов и коллапса платежей
денежные власти пошли на национа-
лизацию убытков крупных и круп-
нейших финансовых учреждений, в
основном банков. На их рекапитали-
зацию сверху и выкуп безнадежной
задолженности потрачены колоссаль-
ные бюджетные средства. Не обо-
шлось и без показательной порки в
случае с Leman Brothers, который стал
исключением. В основномже сработал
принцип Too Big to Fail, и бюджетную
помощь получили те, на ком лежала
главная ответственность за раздува-
ние финансовых «пузырей».
К чести регуляторов нужно при-
знать, что в короткие сроки был выра-
ботан свод новых правил, известный
как «Базель-3», нацеленный на мини-
мизацию системных рисков и хотя бы
частичное решение проблемы Too Big
to Fail. В число мер по ограничению
риска недобросовестного поведения
(Moral Hazard) вошли помимо про-
чего более жесткие требования для
системно-значимых банков по доста-
точности капитала и формированию
резервов.
Но любые инициативы в области
надзорного реагирования не свобод-
ны от политических реалий. А они
оказались таковы, что вследствие
антикризисных мер, в том числе и на-
ционализации убытков финансовых
посредников, напервыйпланвыдвину-
лась проблема бюджетных дефицитов,
для решения которой правительства
нуждались в средствах коммерческих
банков. Рискнем предположить, что во
многом именно благодаря «тихим» до-
говоренностям с правительствами на
балансах крупных европейских банков
оказалась значительная часть госо-
блигаций стран, суверенный рейтинг
которых катился вниз. Расчет банков
был достаточно прост: в случае роста
котировок — легкая прибыль (кре-
дитование — дело хлопотное и за-
тратное, тогда как вложения в ценные
бумаги скорее техническая операция),
а в случае досоздания резервов или
фиксации убытков — надежда на го-
сударственный карман.
Развитие событий в Еврозоне пока
не дает оснований для оптимизма.
Угроза дефолта Греции, за которой
может последовать еще ряд стран,
продолжает висеть в воздухе. Со-
гласно экспертным оценкам в основ-
ном именно по этой причине от 50
до 66 из 90 крупнейших европейских
банков могут провалить очередные
стресс-тесты, в которых заложены бо-
лее жесткие параметры по сравнению
с аналогичными проверками в июле
этого года. По различным прогнозам,
совокупный дефицит капитала в зави-
симости от порядка расчета капитала
первого уровня может составить от
140 до 300 миллиардов евро. Опасаясь
кризиса доверия со стороны вклад-
чиков и инвесторов, власти ЕС пыта-
лись было предложили крупнейшим
банкам провести рекапитализацию
снизу через дополнительную эмиссию
своих акций. Но банки посчитали это
невыгодным: сейчас рыночные коти-
ровки их акций в среднем составляют
60% от балансовой стоимости. И в
случае принуждения к увеличению
капитала — они уже заявили о своем
намерении обеспечить выполнение
пруденциальных требований путем
сокращения объемов кредитования и
сворачивания своих балансов.
Доводы сторон, если встать на
формальную точку зрения, понять
можно. Европейские правительства
осознают опасные последствия на-
растания системных рисков в банков-
ской сфере, но в условиях бюджетных
дефицитов имеют крайне ограничен-
ные возможности для поддержки
системно-значимых банков. В свою
очередь последние вполне резонно
противятся рекапитализации сни-
зу — допэмиссия в нынешней ситуа-
ции чревата обвалом котировок ак-
ций и полномасштабным кризисом
доверия. Однако трудно понять, чем
руководствовался риск-менеджмент
банков, соглашаясь на такие гигант-
ские объемы вложений в госбумаги
терпящих бедствие стран. Оказыва-
лось на них неформальное политиче-
ское давление или же был расчет на
государственную поддержку, в случае
если дело примет совсем плохой обо-
рот? Ответ на этот вопрос представ-
ляется очевидным. Здесь и давление,
здесь и расчет. Косвенным образом
это уже подтвердили власти ЕС, за-
явив о намерении предоставить на
нужды рекапитализации банков 107
миллиардов евро, чтобы помочь им
избежать кризиса и возможного де-
фолта Греции.
Итак, разговоры о рекапитализа-
ции снизу остаются разговорами, а
на деле получателями господдержки
оказываются члены клана Too Big to
Fail. Порочный круг рекапитализации
сверху замкнулся: чем больше надежда
на государственный карман, тем выше
риск Moral Hazard, а значит, и вероят-
ность очередной национализации
убытков. И все это, заметим, за счет
налогоплательщиков.
Александр Хандруев
12
Банки и деловой мир
ноябрь 2011
события и комментарии:
Колонка Александра Хандруева