вовлечен сегодня весь мир. Разуме-
ется, вновь и вновь обращались к из-
вестным всем событиям 2007–2008
годов, но все чаще анализировали
методы, с помощью которых был за-
лит пожар. Хотя залит ли? Судя по
происходящему сегодня, пожар-то
оказался в торфянике: тлеет сама под-
почва, иными словами — основы не-
правильно устроенного, искаженного
мира. Неслучайно же так часто в вы-
ступлениях на форуме звучали слова
о справедливости и разумности. Лю-
бопытно, но сразу несколько спикеров
за поддержкой обращались… к Карлу
Марксу. Впрочем, это необычно, ви-
димо, только для России, где, говорят,
«Капитал» не изучают в вузах даже
будущие экономисты. Возможно, по-
литические воззрения Маркса раз-
деляют далеко не все, кто его читает,
но блестящий анализ экономических
основ и подводных камней капитализ-
ма пока всерьез не опроверг никто.
Как всегда, из двух «проклятых»
вопросов проще оказалось ответить на
«кто виноват?». Но сейчас всех больше
интересует «что делать?». Совершен-
но ясно, что кризис действительно не
только финансовый и экономический,
но именно цивилизационный. А это
значит, что под угрозой цивилизация,
то есть судьба человечества. Не хоте-
лось бы, чтобы сбылись прогнозы тех
экспертов, которые предрекают в обо-
зримом будущем военные конфликты.
Мне кажется, мы уже доросли до того
возраста, когда понимаем, что может
последовать за плохо обдуманными
поступками. Можно, конечно, пере-
ложить эти последствия на других, но
когда-то они все равно настигнут того,
кто совершил неверный шаг.
Так что же все-таки делать? И уж,
по крайней мере, с чего начинать?
Да, собственно, уже начали — начали
разбираться, выражаясь финансовым
языком, приступили к аудиту. Это —
трудная процедура: кому нравится
вспоминать о былых ошибках? Но
если в них по-честному не разобрать-
ся, ничего не выйдет.
На следующих страницах вы смо-
жете прочесть выступления самых
интересных спикеров экономической
секции форума, российских и зару-
бежных. Но не ищите готовых, кон-
кретных рецептов спасения —их пока
никто не предложил. Да и невозможно
их «выдумать» и навязать всем и каж-
дому. Человечество движется вперед
не по укатанной дорожке, а по пере-
сеченной местности, где не угадаешь,
что за тем поворотом, за этой сопкой?
К тому же движение это разноскорост-
ное, у каждой страны— своя история,
у народа — свои обычаи…
Впрочем, гораздо лучше сказал обо
всем этом мудрый и светлый человек
ДжагдишЧандра КАПУР
в своей кни-
ге «Наше будущее: потребительство или
гуманизм», переведенной на русский
язык:
«Мыдолжныосознать, чтомир—
это не большая дорога для экономиче-
ской деятельности глобализаторов, а в
полном смысле семья наций, где все члены
имеютправо работать и выбирать об-
раз жизни по своему вкусу. Ни одно госу-
дарство или группа государств не имеет
права во имя демократии, прав человека
или иных медиафантомов навязывать
другим свои неоимпериалистические
цели, шаткие моральные принципы и
потребительские этические рамки. Они
уже причинили достаточно зла челове-
честву. Пора остановиться»
.
В данном случае остановка — залог
движения вперед.
Людмила КОВАЛЕНКО
Родос–Москва
ноябрь 2011
Банки и деловой мир
25
Без границ:
Мир на грани