какой-либо анализ того, что будет после 2013–2014 годов,
представляется затруднительным, поскольку развитие си-
туации зависит все-таки от того, какой из путей изберет
человечество в эти ближайшие два года.
Если удастся избежать военно-конфликтного развития,
решение структурных проблем будет связано с тем, что
США должны пересмотреть свою роль в глобальных фи-
нансах. Значит, тех мелких уступок, которые делают по ли-
нии перераспределения процентного голосования в МВФ
и других организациях, совершенно недостаточно. Нужно
вовлекать, по крайней мере, четырех ведущих игроков и
вырабатывать новую систему валютно-финансового регу-
лирования.
Реально пойти на такой шаг Соединенные Штаты не
могут: это автоматически предполагает снижение уровня
жизни, что при демократической избирательной системе
практически невозможно. Судя по тому, как складывает-
ся сейчас ситуация в США, вероятность успеха Обамы на
следующих выборах невелика. Если же к власти придет
«чайная бражка», она, естественно, будет преломлять всю
ситуацию именно с военно-политической точки зрения.
А военная система, даст совершенно другие пути выхода
из кризиса. Вот только чем закончатся конфликты, надо бу-
дет еще посмотреть: последние операции в Ливии нагляд-
но показали, что военными средствами нельзя решить те
структурные финансовые проблемы, которые существуют
в текущем мире.
Михаил ХАЗИН:
Хотел бы сразу задать вам вопрос, он мне
представляется принципиальным, Не считаете ли вы, что
зависимость экономики Китая от спроса в США настоль-
ко велика, что резкое сокращение американского спро-
са, которое неминуемо произойдет, например, в связи
с ростом инфляции, вызовет аналогичный по масштабу
спад в Китае?
Я считаю, что в связи с сокращением закупок Соеди-
ненными Штатами удар будет нанесен, прежде всего,
по Европе, в частности — по Германии. И конечно, там
возникнет жесточайший кризис. Китай же, если иметь
в виду его высшее руководство, обладает как политико-
административными инструмента-
ми, так и пониманием финансово-
экономической динамики. И здесь
сумеют достаточно просто перейти,
например, на крупномасштабные
внутренние проекты: дороги, ги-
дросооружения и т.д. Разумеется, они тоже столкнутся с
огромными трудностями, но разрешать их станут не толь-
ко экономическими мерами, но и при помощи партийно-
принудительного аппарата, используя эти инструменты
для сохранения социальной стабильности. Поэтому в
Китае существует гораздо более четкая и ясная перспек-
тива в движении вперед и использовании тех научно-
технических достижений, которые сейчас куются и в
США, и в Европе. Так что, думаю, после кризиса мы уви-
дим резкое перемещение центра тяжести и в экономиче-
ской деятельности, и в финансовом влиянии в КНР, кото-
рая очень осторожно, но расширяет ареал своего влияния
на страны Юго-Восточной Азии. Китай не лезет вперед,
тем не менее бастион крепнет. Полагаю, что удар, который
понесут все экспортирующие в США страны, создаст но-
вую связку между Японией и Китаем, поскольку Япония
будет все активнее наполнять китайский рынок высоко-
точным и высокотехнологическим оборудованием. То
есть мир, в общем-то, справится с этим кризисом. Одна-
ко есть большие опасения, что итоги
американских выборов совершат по-
ворот как минимум к региональным
конфликтам.
Михаил ХАЗИН
: Если вы считаете, что
самый сильный удар США наносит
сегодня по экономике Германии, что
вы думаете по поводу перспектив сохранения единого
рынка по обе стороны Атлантики?
Ну, мне кажется, и Америка и Европа вполне самодостаточ-
ны, это своего рода две гири, объединенные одним осто-
вом. Но если вторая фаза кризиса примет чрезвычайно
острые формы, произойдет так называемая глокализация.
Это значит, что мегацентры начнут стягивать вокруг себя
определенные географические и экономические ареалы.
Тогда, думаю, разрушение Евросоюза неминуемо. Оно не
будет носить характер полного роспуска: штыки в землю—
и разошлись. Но, скорее всего, наиболее слабые члены бу-
дут выведены в какой-то специальный статус, остальные
же начнут группироваться вокруг Германии и Франции.
И тоже вынуждены будут переходить к тем же методам
управления, которые используют в Китае. Потому что
пока мы видим единственную работающую модель — ки-
тайскую. Да если посмотреть на так называемых «четырех
тигров», там фактически та же модель — с большим коли-
чеством государственных проектов, государственных рас-
ходов и государственным планированием. И, естественно,
смешанный тип экономики.
Только после того, как произойдет второй
срыв, можно будет говорить о реальном
выходе из кризиса
После кризиса мы увидим резкое
перемещение центра тяжести
в экономической деятельности
и финансовом влиянии КНР
42
Банки и деловой мир
ноябрь 2011
Без границ:
Мир на грани