Стр. 118 - BDM_2011-12

Упрощенная HTML-версия

От гуннского Йерлу — до святого Николая
Как известно, новогодняя елка стараниями Петра I пришла
в Россию из Германии. А до елки к празднику специально
выращивали вишневое деревце, чтобы зажечь на нем «све-
чи мира». Правда, кто-то утверждает, что и цветущая виш-
ня была в Германии, но есть версия, что как раз на Руси.
Что же касается Деда Мороза, то считается, что во всем
виноваты гунны, у которых он появился более 5000 лет на-
зад в виде бога Йерлу, который в самый первый день года
приходил на землю. В этот день полагалось ставить в доме
елку, считавшуюся священным деревом. Этот обычай гун-
ны и приволокли в Европу, где морозный дедушка под раз-
ными именами и ассимилировался…
Шли века, про гуннов все давно забыли, и предками
Деда Мороза в одних странах стали считать местных гно-
мов, в других — средневековых странствующих жонглеров,
которые распевали рождественские песни, или бродячих
продавцов детских игрушек.
Существует мнение, будто среди родственников Деда
Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун,
он же Студенец, который выступал неказистым вредным
старикашкой, трясущим длинной седой бородой и стуком
вызывающим трескучие морозы. От его ударов посохом по
избе раскалывались бревна. Со временем он превратился в
богатыря кузнеца и сковывал воду железными морозами.
Существовал специальный ритуал задабривания Деда Мо-
роза. В рождественский сочельник глава семьи выглядывал
в окно или за порог избы и предлагал: «Мороз, Мороз! При-
ходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не ешь овес!» Возможно,
воспитательная работа подействовала, ибо сегодня во всех
странах мира этот морозный дед — добряк и весельчак.
Но среди предков старца был, оказывается, и вполне ре-
альный человек. Удивительную историю жизни византий-
ского архиепископа Мир Ликийских знает любой христиа-
нин, православным же России он известен как Николай
Угодник — самый «народный», любимый и почитаемый
святой, покровитель «плавающих и путешествующих».
В европейских странах еще в средние века возник обычай—
на Николин день, 19 декабря, дарить детишкам подарки. А с
введением нового календаря эта традиция перекочевала в
рождественские и новогодние праздники. Так что Санта
Клаус — это святой Николай, которого переодели в празд-
ничную красную шубу…
Что касается верной спутницы и внучки Деда Мороза,
Снегурочка — персонаж исключительно русский. Правда, и
в сказках других народов порой появляется вылепленная из
снега и ожившая девочка, но никакого дедушки у нее нет, и
вообще к новогодним праздникам она отношения не имеет.
Русская судьба импортной елки
Как праздновали Новый год в Древней Руси, точно неиз-
вестно, тем более что первоначально приходился он на
осень. Но зимний праздник существовал издавна и делил-
ся на два этапа: «святые вечера» — до 1 января, и «страш-
ные» — после. Наши предки верили, будто в первые январ-
ские дни нечисть обретает особую силу и творит всякие
вредные дела. Чтобы хоть как-то оградиться от злых сил,
над дверями и окнами рисовали знак в виде креста. Поэ-
тому дни, которые мы нынче зовем новогодними и очень
любим, вызывал у наших пращуров не столько радость,
сколько душевный трепет. «Праздники усе страшные», —
говорили крестьяне. В такие вечера боялись не то что в го-
сти к соседям пойти — нос из избы высунуть.
Ну а импортированный первым русским императором
праздник елки прижился вначале в более или менее состоя-
тельных домах, где довольно скоро стал не столько светским
«куртагом», сколько забавой для ребятишек. Ель выбирали
побольше да покрепче, увешивали ее лакомствами и детски-
Рубрику ведет
Ирина ОРЛОВА
Очень разный
Новый год
118
Банки и деловой мир
декабрь 2011
качество жизни:
повторение пройденного