Стр. 128 - BDM_2012-01-02

Упрощенная HTML-версия

128
Банки и деловой мир
январь–февраль 2012
post scriptum
О
свободе, выборах
и мудрости короля
Виталий Коваленко
В
фильме «Брат-2» есть малень-
кий эпизод с двумя таксистами-
«близнецами». С первым рассер-
женным горожаниномДанила столкнулся
еще вМоскве, и тот тутже обрушил на него
свое недовольство козлами-водителями—
не знающими, не понимающими и не же-
лающими соблюдать правила движения.
А в Штатах ситуация повторилась, как
дурной сон: уехавший из неустроенной
России таксист теми же словами поносит
уже новую жизнь. Сразу понятно: нечего
на зеркало пенять… Оба устроены оди-
наково и никого, кроме себя любимых,
не способны воспринимать. Блестяще
сыгранный гротеск легко переносится на
тех, кто за 20 лет так и не смог договорить-
ся о правой партии, кто вышел в декабре
на Болото и проспект Сахарова…
Категория свободы—одна из любимых
философами. Веками они нащупывали во-
дораздел между свободой и волей, приду-
мывали множество формулировок. Самая
знаменитая принадлежит Гегелю: «Свобо-
да—это осознанная необходимость». Но и
она не добавила ясности. Каждый старается
найти собственное понимание, а развилка,
из которой вырастают миллионыличност-
ных представлений, начинается с альтерна-
тивы: «свобода от» или «свобода для».
С легкой руки Исайи Берлина совре-
менные либералы выбрали негативную
«свободу от», которая, по их мнению, толь-
ко и может оградить индивида от диктата
большинства. На ее основе они выстроили
простую и весьма соблазнительную для
отдельно взятого человека формулу: един-
ственное ограничение—действующие за-
коны, во всем остальном каждый волен в
своем желании. И только суд вправе до-
казать, насколько действительно человек
честен и законопослушен.
Потребовалось всего одно поколе-
ние, чтобы эта примитивная идеология
утвердилась в мире. Наши историки еще
долго будут обращаться к горбачевскому
«разрешено все, что не запрещено» и ель-
цинскому «берите столько суверенитета,
сколько сможете», чтобы понять логику
разгула либерализма, в который окуну-
лась Россия. На его полюсах я бы поста-
вил две знаковые фигуры: грустного бом-
жа из песенки Олега Митяева «Лето—это
маленькая жизнь» и Михаила Ходорков-
ского с его постулатом о родной стране
как территории свободной охоты.
Тридцать лет назад эмигрант Алек-
сандр Солженицын выступил против по-
литики США, сводившей общественное
устройство исключительно к законода-
тельным механизмам. Он пытался дока-
зать, что никакие законы не в состоянии
объять многообразие жизни, а главное —
рвущийся к безудержной свободе эгоцен-
тризм всегда обойдет эти преграды. Но
его голос не мог быть услышан потомка-
ми тех, кто сознательно рвал с родными
погостами, друзьями и близкими, чтобы
отправиться за океан именно за такой
свободой. Потребовался мировой кризис,
чтобы вскрыть вранье и лукавство финан-
совых «пузырей» и буквально на пальцах
доказать: дальше — тупик. Нужна прин-
ципиально новая парадигма развития.
Что это такое, я, честно говоря, не
знаю. А если бы знал, то, наверное, был
бы уже нобелевским лауреатом. Трудно,
однако, не увидеть, что вторые за полгода
выборы у нас проходят под знаком поис-
ка новой парадигмы. И в отличие от жи-
телей Лондона, чье любопытство легко
удовлетворить подробностями 1990-х и
новым английским словом krisha, росси-
ян на мякине не проведешь. Им подавай
ответ по существу: социализм мы сами
растоптали, капитализмом тоже наелись
вдоволь — так что же вы предлагаете
строить теперь?
Ответа, к счастью, не знает никто.
Появись сейчас кандидат, вооруженный
каким-нибудь «Капиталом», и мы, боюсь,
вновь не устояли бы, кинулись разрушать
«до основанья», чтобы строить потом
сами не зная что. А вот прислушаться к
тому здравому, что возникает в предвы-
борном запале, думаю, стоит.
Впервые за 20 лет мы обратили вни-
мание на СМИ, которые на деньги нало-
гоплательщиков обслуживают интересы
чужих государств. Уверяю вас, это не
только «Эхо Москвы». В стране сложи-
лась мощная идеологическая колонна,
проталкивающая ценности постмодер-
на — важнейшей составляющей парадиг-
мы, породившей кризис. Это ее усилиями
патриотизм стал «прибежищем подле-
цов», воспроизводятся «отморозки», не
помнящие даже дедов, не говоря о пращу-
рах. И если пока непонятно, куда идти, то
нужно двигаться хотя бы от противного.
А вот 25 миллионов современных ра-
бочих мест — вполне рабочий конструк-
тив. Даже если цифра и взята с потолка.
Мы сейчас не знаем, что делать с поколе-
нием, которое всерьез считает, будто бул-
ки растут на деревьях. И если не вернуть
труд в категорию высоких ценностей,
никогда не сформулируем понятные для
большинства цели и не поймем, как их
достичь. А в этом, собственно, и состоит
новая парадигма…
«Связи связями, но надо же, в конце
концов, и совесть иметь! Когда-нибудь
спросят: а что вы, собственно говоря,
можете предъявить? И никакие связи
не помогут сделать ножку маленькой,
душу — большой и сердце — справед-
ливым». Мудрый король из «Золушки»
как никогда попал в точку. Кризис — это
время гамбургского счета, признающего
только истинные ценности. А они созда-
ются трудом. И другого не дано.