* См. статью Франко Бассанини «Инвестиции
в модернизацию экономики: новая реаль-
ность», БДМ, №12, 2011.
ванным спекулятивным действиям
против евро. Скажем, в Клуб долго-
срочных инвесторов поступают ин-
тересные и ценные идеи и предло-
жения. Как необходим тщательный
анализ бюджетных расходов на евро-
пейском уровне, так еще более важно
признать: фискальные меры сами по
себе недостаточны для восстановле-
ния стабильности. Основной вызов
Европе состоит в необходимости со-
вместного экономического восста-
новления и роста как в центре, так и
на периферии.
Очевидно, что этому может по-
мочь выпуск европейских проект-
ных облигаций,* предназначенных
для инвестиций в основной капитал
(стратегические проекты ЕС в ин-
фраструктуре, энергетике, телеком-
муникациях). Эти обязательства,
имея государственную «страховку»
Европы, будут структурированны-
ми, как при проектном финансиро-
вании, для привлечения участников
с частным капиталом. Погашаться же
они станут потенциалом самих про-
ектов, генерирующих значительные
денежные потоки, и, таким образом,
не лягут бременем на государствен-
ные бюджеты. Надо сказать, что, по
подсчетам Всемирного банка и Евро-
комиссии, только на континенте тре-
буется около €3 триллионов инвести-
ций в модернизацию энергетического
и транспортного секторов.
Это тем более важно, что сегод-
ня бюджеты находятся в состоянии
стресса, и ситуация требует поиска
новых финансовых инструментов
для привлечения частного капитала
и долгосрочных сбережений, чтобы
компенсировать спад государствен-
ных инвестиций. По сути, предложен
механизм повышения кредитного ка-
чества.
Разумеется, для реализации про-
екта облигаций потребуются новые
правила регулирования рынка долго-
вых бумаг, новая техническая струк-
тура со стороны Еврокомиссии или
ЕИБ для оценки технического каче-
ства проектов, создание агентства для
управления и гарантирования пере-
мещения ликвидности.
Вторым предложением остается
эмиссия еврооблигаций, в недавнем
прошлом поддержанная представи-
телями нескольких европейских пра-
вительств и — отвергнутая другими,
теми, кто считает, что такая полити-
ка может развязать руки для будущих
долгов и новых государственных фи-
нансовых рисков.
На самом деле положительный эф-
фект превосходит опасения. Уже про-
стое решение о запуске еврооблига-
ций способно немедленно остановить
спекулятивные атаки. В то же время
это может ввести новые правила для
обуздания краткосрочных спекуля-
тивных операций.
Еврооблигации могут стать есте-
ственной эволюцией Европейского
фонда стабильности. Каждое госу-
дарство — член ЕС может выпустить
их в эквиваленте от 40 до 60% ВВП
(максимальные квоты по Маастрихт-
скому договору), чтобы заменить ста-
рые национальные облигации. Эти
титулы будут совместно гарантиро-
ваны всеми государствами — члена-
ми ЕС через фонд в эквивалентных
размерах. Немедленным эффектом
может быть повышение рейтингов и
уменьшение европейских процент-
ных ставок.
Оставшийся государственный
долг останется в ведении отдельных
государств, и его реструктуризацию
будут проводить скоординированны-
ми совместными решениями. Евро-
пейское долговое агентство могло бы
заменить Фонд стабильности и выпу-
стить новые долговые обязательства
для каждой страны. Оно также могло
бы вмешаться и выкупить долговые
обязательства стран, находящихся
под давлением, чтобы снизить их рас-
ходы по обслуживанию долга, приве-
дя их к среднеевропейским процент-
ным ставкам.
В рамках реструктуризации
частные владельцы долговых обя-
зательств будут вправе поменять их
на другие, выпущенные долговым
агентством. Это позволит снизить
давление на стоимость облигаций,
ибо они могут быть реализованы на
рынке по цене, близкой к номиналу, и
не быть настолько недооцененными,
как сегодня.
Еще одно предложение, подготов-
ленное
Романо ПРОДИ
и профессо-
ром экономики
Альберто Куадрио
КУРЗИО
, касается выпуска «обли-
гаций ЕС» и создания Европейского
финансового фонда с основным ка-
питалом в триллион евро. Капитал
будет сформирован 350 миллиона-
ми унций золота, в настоящее вре-
мя находящимися в центральных
банках европейских государств, на
общую сумму около €450 милли-
ардов. Остаток будет сформирован
акциями промышленного сектора и
облигациями, находящимися у евро-
пейских правительств, частных сек-
торов экономики, таких как энерге-
тика, нефть, газ, телекоммуникации,
почтовые услуги и т.п. Квоты будут
разделены с применением тех же
пропорций, которые действитель-
ны для Европейского центрального
банка. Германия будет участвовать
с €270 миллиардами, 140 из кото-
рых поступят из ее золотого запаса,
а Франция — с $200 миллиардами,
половина из которых — в золоте.
Италия внесет свой вклад в размере
€180 миллиардов, из которых 100 —
из золотовалютных резервов. Другие
Обостряется проблема оправданности
политики Too Big to Fail: процесс
консолидации банков в последние месяцы
только ускорился
апрель 2012
Банки и деловой мир
39
без границ:
La Finanza