Стр. 140 - BDM_2012-05

Упрощенная HTML-версия

БДМ:
Вам, наверное, приходится кон-
сультировать тех, кто желает препод-
нести что-нибудь незаурядное в по-
дарок, но затрудняется в выборе. Вот
как найти достойный презент, скажем,
руководителю высокого уровня?
Конечно, это сложная задача. Что мож-
но подарить человеку, «у которого все
есть»? Надо подумать, чего, как вам ка-
жется, не достает ему в жизни… Часто
бывает так, что жизнь делового челове-
ка посвящена бизнесу, а эмоциональная
сторона его натуры не получает долж-
ного внимания и подпитки. Картины
современных художников помогают
привнести в жизнь недостающие эмо-
ции. Так, картиныЮрия Кузнецова (он
не только иконописец, но и художник)
очень эмоциональны: например, «Серд-
цеед», «Джентльмен» или «Я встретил
вас...». Они очень глубокие по смыслу и
могут подойти в подарок людям с раз-
ными интересами и характерами.
Беспроигрышный выбор — имен-
ная икона или образ святого покро-
вителя определенного вида деятель-
ности. Так, за горнопромышленников
перед Богом отвечает великомучени-
ца Варвара, святой апостол Матфей
считается небесным покровителем
российской налоговой полиции, Ге-
оргий Победоносец — покровителем
депутатов Государственной Думы и
военачальников. За помощью в тор-
говле принято обращаться к святому
Николаю Чудотворцу.
Надо отметить, что мыне стремим-
ся привлечь в наш проект как можно
больше художников. Для нас важно,
чтобы их творчество наполняло бу-
дущих обладателей икон или картин
только положительными эмоциями.
БДМ:
Дарить икону — это ведь значит и
отдавать дань старинным традициям…
Совершенно верно. Традиция дарения
икон на Руси была очень сильна и сей-
час начинает возрождаться. Дарящий
икону не может иметь злонамерения,
поэтому это — всегда способ сказать
о своем глубочайшем уважении, по-
чтении или любви. Это не только
своеобразная связь со святым, но еще
и произведение искусства, неотъемле-
мая часть культуры.
БДМ:
Каким образом вы заинтересо-
вались иконописью?
Встреча с иконами Юрия Кузнецова
в 2004 году окончательно определи-
ла мой путь. Они потрясли! Никогда
раньше иконопись не вызывала тако-
го восторга… Строгость ликов и од-
новременно — буйство цвета и мно-
гомерность. В то же время осознаешь,
что смотришь на икону, и она требует
подобающего почтения. Радость сво-
боды и одновременно — смирение.
Прошедшее с того момента время я
провела в изучении иконописи Юрия
Кузнецова, результатом которого и
стал мой проект. Я написала книгу об
этих необычных иконах — «Икона XXI
века. Кузнецовское письмо». Все, о чем
я пишу, прочувствовано и пережито
мной лично. В иллюстрированном из-
дании подробно разбираются различ-
ные аспекты «кузнецовского письма»,
освещаются и некоторые общие вопро-
сы: о христианстве, о смысле и значе-
нии иконы, о вере, о религиозности...
БДМ:
А в чем заключается необыч-
ность, о которой вы говорите?
Юрий Кузнецов разработал новый
иконописный стиль. Изображение
наносится не слитными мазками, а
отдельными цветными точками. Бла-
годаря богатству цветовой палитры
явленный святой образ получается
многомерным. Цвета и их сочетания
в иконах «кузнецовского письма»
не условные, рассчитанные на под-
готовленного зрителя (например,
золото — это божественный свет, го-
лубой — небо и т.д.), а, если угодно,
«реальные».
БДМ:
Но, тем не менее, это канониче-
ские иконы, одобренные Церковью?
Да, конечно. Некоторые из них нахо-
дятся в известных старинных храмах.
Для знаменитого храма Покрова на
Нерли Юрий Кузнецов написал икону
«Покров Пресвятой Богородицы», а
для Свято-Успенского кафедрального
собора во Владимире — икону Влади-
мирской Божьей матери.
БДМ:
А каковы, на ваш взгляд, истори-
ческие корни такого стиля, просле-
живаются ли они в России и Европе?
Если посмотреть на житийные ико-
ны Семена Спиридонова Холмогор-
ца, жившего в XVII веке, можно от-
метить, что их никогда не украшали
окладами, — настолько яркими были
средник и клейма, сливавшиеся в
пышную декоративную раму. Кроме
этого, можно заметить явное родство
«кузнецовского письма» с одним из
изысканнейших направлений по-
стимпрессионизма — пуантилизмом.
Его создатель, французский художник
ЖоржСера, более ста лет назад так го-
ворил о своих художественных прин-
ципах: «Искусство — это гармония,
гармония — это аналогия противопо-
ложных, аналогия сходных элементов
тона, цвета, линии, рассматриваемых
в соответствии с доминантой и под
влиянием освещения, в радостных,
спокойных или печальных сочетани-
ях». Идеи пуантилизма были после
смерти Сера надолго забыты, пока
иконописец Кузнецов не возродил их,
переосмыслив заново.
БДМ:
Кто посещает вашу галерею?
Поскольку галерея расположена в
здании бизнес-центра, в квартале ря-
дом с Пушкинским музеем и галереей
Александра Шилова, к нам заходят и
ценители живописи, и деловые люди,
только на первый взгляд равнодуш-
ные к высокому искусству, а также из-
вестные персоны.
Беседу вел
Алекс ГРОМОВ
Чтобы искусство было востребованным,
оно должно быть современным —
но базироваться на традиции
140
Банки и деловой мир
май 2012
качество жизни:
География души