Стр. 31 - BDM_2012-05

Упрощенная HTML-версия

нет, остается надеяться на внутреннее
фондирование, в том числе и на рефи-
нансирование ЦБ. Кстати, эта ситуа-
ция характерна не только для нашей
страны: кризис-то недаром квали-
фицирован как глобальный. Главной
проблемой, как и прежде, остаются
«длинные» ресурсы. В погоне за ними
банки повышают ставки по депозитам,
что, естественно, снижает маржу.
Выводы
Ксении
ЮДАЕВОЙ
не
новы, но звучат актуально: банкам
надо обратить внимание на риск-
менеджмент и управление ликвидно-
стью, а в целом необходимо повышать
доверие к банковскому сектору.
Свои соображения по теме выска-
зали также
СергейМОИСЕЕВ
—заме-
ститель директора департамента фи-
нансовой устойчивости Банка России,
президент АРБ
Гарегин
ТОСУНЯН
,
председатель правления ЮниКредит
Банка
Михаил АЛЕКСЕЕВ
, генераль-
ный директор ГК «АСВ»
Александр
ТУРБАНОВ
, заместитель пред-
седателя Уральского банковского
союза
Евгений
БОЛОТИН
, прези-
дент Ассоциации «Россия», депутат
Госдумы
Анатолий АКСАКОВ
и дру-
гие участники заседания.
В надежде на подарок
Выступая 17 апреля на расширенной коллегии
Министерства финансов, премьер-министр
Владимир
ПУТИН
заявил, что к 2015 году Россия должна выйти на
бездефицитный бюджет. Насколько это реально, оцени-
вали эксперты НИУ ВШЭ на прошедшей в РИА «Новости»
пресс-конференции «Перспективы исполнения шестилет-
него бюджета России».
Т
езис премьера и избранного президента о сбалан-
сированности бюджета подразумевает исполнение
трех условий. Возврат к накоплению резервов на счет
излишков нефтегазовых доходов. Выполнение всех при-
нятых дополнительных обязательств (а общий объем
обещаний социального и экономического характера,
прозвучавших в ходе предвыборной борьбы, оценива-
ется в 1,5–1,8% ВВП). Неповышение налоговой нагрузки
на экономику.
Минэкономразвития попытался просчитать, при на-
личии каких условий можно исполнить весь комплекс
поручений. У ведомства так и не сошлось. По одному
сценарию — достичь сбалансированности бюджета
к указанному сроку можно, но при этом нужно будет
сокращать расходную часть. По другой версии — все
обязательства выполняются, но при этом сохраняется
небольшой стабильный дефицит бюджета.
Специалисты «Центра развития» НИУ ВШЭ тоже
попытались смоделировать ситуацию, при которой все
детали пазла сошлись бы идеально. И нашли такую кон-
струкцию. Достичь сбалансированности бюджета к 2015
году с сохранением всех принятых предвыборных соци-
альных обещаний возможно в ситуации, если ежегодно
вплоть до 2018 года цены на нефть будут прирастать на
$8–9 за баррель. Темпы роста рос-
сийского ВВП при этом составят
около 3,5%.
Директор института «Центр
развития» НИУ ВШЭ
Наталья
АКИНДИНОВА
, впрочем, призна-
ла, что такой сценарий не слишком
реалистичен: прогнозы мировых
агентств, специализирующихся на анализе нефтяного
рынка, не предполагают поступательного роста нефтя-
ных цен на столь длинной дистанции, а закладываются
на их условную стабильность. Если эти прогнозы сбу-
дутся, то доходы российского бюджета существенно
снизятся, а расходы останутся на фиксированном уров-
не. В итоге, по расчетам Центра развития, мы получим
устойчивый дефицит бюджета в размере 2–2,5% ежегод-
но, что будет также сопровождаться затуханием темпов
роста ВВП.
По мнению директора по макро­экономическим ис-
следованиям НИУ ВШЭ
Сергея АЛЕКСАШЕНКО
,
«ми-
ровая экономика вряд ли предоставит России такой по-
дарок, как высокие цены на нефть»
.
А в противном случае страну ожи-
дает серьезное изменение бюджет-
нойполитики. Еготревогувызывает
то обстоятельство, что российские
власти строят долгосрочные планы
и прогнозы, выдают бюджетные
гарантии и принимают высокие со-
циальные обязательства, опираясь
только на ожидание сохранения высоких цен на нефть.
Просматриваются ли иные источники наращивания
доходной части бюджета, которые позволили бы до-
стичь его сбалансированности? В реальной российской
ситуации
Сергей
АЛЕКСАШЕНКО
их не видит. Но,
уточняет он, модель нашего экономического роста сей-
час кардинально меняется. Правда, специалисты пока
не вполне понимают природу этих изменений. Они не
могут оценить, назвать этот новый вектор и строить
прогнозы даже на год–полтора, не говоря о более от-
даленных перспективах. Нельзя отрицать появления
какого-то неожиданного, до сих пор не выстреливавше-
го фактора, который станет мощным драйвером разви-
тия экономики. Как нельзя исключать и того, что такой
фактор так и не появится, и тогда темпы роста ВВП бу-
дут дрейфовать на очень низком уровне 2–2,5% в год.
Марина ТАЛЬСКАЯ
май 2012
Банки и деловой мир
31
события и комментарии