Стр. 119 - BDM_2012-06

Упрощенная HTML-версия

Выставки июня
Государственная Третьяковская галерея
Основы графики: бумага и дерево, шелк
и стекло. Из цикла «Материалы и техники
рисунка»
Термин «основы» как нельзя более точно определяет роль
материалов в создании художественного образа. Основа —
это некий камертон, настраивающий художника на опре-
деленную манеру рисования. Выбор
основы во многом определяет харак-
тер нанесения штрихов или красочных
мазков: темп, ритм, силу, плотность…
На выставке, завершающей цикл
«Материалы и техники русской гра-
фики», представлен широкий спектр
графических основ: пергамент, кость,
картон, различные виды ткани, стекло,
дерево. В экспозицию вошло около 150
произведений русских художников от
XVIII до начала XX века.
Как правило, под графическим про-
изведением подразумеваются работы
на бумаге. Особенностям производства
бумаги посвящен первый зал выставки,
где можно познакомиться с историей и
техникой изготовления водяных зна-
ков и увидеть редкие образцы филиграни — бумаги с во-
дяными знаками.
Используемая в произведениях графики бумага чрезвы-
чайно разнообразна по своей фактуре, текстуре, цвету. Так,
гладкая или рельефная ее поверхность порождала совершен-
но различные приемы и способы работы акварелью. Глад-
кий «бристольский картон» как нельзя более соответствовал
эстетическим задачам акварельного портрета начала XIX
века, ведущего родословную от миниатюр, исполненных на
полированных костяных пластинах. Обращаясьже к крупно-
зернистой бумаге типа «торшон», художник вступает в увле-
кательное состязание со «своевольной» поверхностью листа,
диктующей широкую, стремительную манеру письма. Эта
бумага была популярна в России на рубеже XIX–ХХ веков.
Особых шероховатых поверхностей требует рисова-
ние пастелью. Самым ранним видом основы для пастелей
был пергамент. Для работы пастелью также использовали
рыхлые, хорошо удерживающие частицы краски картоны
и специальная наждачная бумага.
Интерес к цвету бумаги художники проявляли во все
эпохи. Если в XIX веке используется в основном бумага
пастельных оттенков, то начало прошлого века рождает
интерес к интенсивным по цвету основам. В обиход ху-
дожников включается самая разная бумага — грубые обе-
рточные и тонкие глянцевые упаковочные сорта бумаги.
Украшение выставки — работы в редкой технике
папье-пелле, исполненные на специальной фабричного
изготовления бумаге, предназначенной, как следует из ее
названия, для «проскребания». Коллекция Третьяковской
галереи позволяет проследить в историческом развитии
недолгий путь существования техники, первоначально
считавшейся «дилетантской».
Выставку завершает феерический калейдоскоп редких
основ, среди которых миниатюры в технике эгломизе (жи-
вописи на стекле), тончайшие силуэты из черной бумаги,
акварели и офорты на шелке, красочные фантазии на де-
реве, композиции на стекле. В коллажах представителей
авангарда бумага из основы превращается в технику ис-
полнения. Этот парадоксальный финал выставки— своео-
бразная дань уважения бумаге и ее роли в создании худо-
жественного образа.
Марк ШАГАЛ
Истоки творческого языка художника
К 125-летию со дня рождения
Третьяковская галерея представляет
выставку малоизвестного графиче-
ского наследия Марка Шагала. Про-
ект включен в программу Года фран-
цузского языка и литературы в России, обозначив тем самым
одну из основных особенностей творчества художника—его
интернациональность.
Феномен творчества Марка Шагала неизменно вызы-
вает огромный интерес как за рубежом, так и в России.
Третьяковская галерея регулярно предоставляет произве-
дения художника из своего собрания для участия в лучших
музейных проектах Европы, Америки и Азии.
На этот раз на выставке представлены почти не извест-
ные у нас рисунки, акварели и гуаши: от ранних витебских
зарисовок до поздних парижских коллажей, а также пе-
чатная графика Шагала — выполненные в технике офорта
знаменитые иллюстрации к Библии и басням Лафонтена.
Выставка включает более 150 графических работ, а также
живопись, авторскую скульптуру, произведения приклад-
ного искусства из зарубежных коллекций, российских му-
зейных и частных собраний.
Впервые в отечественной музейной практике творче-
ство мастера представлено в контексте поиска истоков его
искусства. Марк Шагал принадлежал к поколению худож-
ников, которые в начале ХХ века в попытке обретения себя,
собственного образного строя и пластического языка об-
ращались к народному искусству. Он не получил последо-
вательного профессионального образования, его первым
и главным учителем стала естественная среда: еврейское,
русское, белорусское, литовское, французское окружение,
«живая вода», которая заряжала и вдохновляла мастера на
протяжении всей жизни.
Реальные и невероятные события, запечатленные ху-
дожником, прочно соединены с земной средой ключевыми
для него предметами быта, приметами места, ставшими ха-
рактерными шагаловскими «паролями»: от наивной выве-
июнь 2012
Банки и деловой мир
119
качество жизни:
афиша