площадку G-Global
, направленнуюна
обсуждение и выработку механизмов
по выходу из мирового финансового
кризиса, — как альтернативу G20.
На пленарном заседании и сесси-
ях АЭФ речь шла не о евразийских
проектах с участием России и Бело-
руссии, а о глобальных инициативах
Казахстана, претендующего на роль
мирового «хаба» сельскохозяйствен-
ной продукции, глобального транс-
портного узла, одной из ведущих
мировых инновационных площадок,
полигона всевозможных инвестици-
онных проектов и т.п. Таким образом,
Нурсултан НАЗАРБАЕВ
дал понять
российской стороне, что приори-
тетным для Казахстана является не
проект ЕАС в партнерстве с тормо-
зящими интеграционные процессы
российскими бюрократическими
структурами, а проект G-Global —
как собственный казахстанский про-
ект ускоренной интеграции в миро-
вое глобальное пространство.
В свете сказанного можно предпо-
ложить: то ли за спиной
Владимира
ПУТИНА
, то ли при его участии
проект ЕврАзЭС будет упразднен —
и не к 2015 году, а гораздо раньше.
Альтернативный же проект создания
ЕАС скорее всего не будет реализо-
ван ни к 2015 году, ни к 2020-му. И не
по причине отхода от этого проекта
руководства Казахстана, а по причи-
не отсутствия у российской стороны
особого желания и способности фор-
сировать реальные интеграционные
проекты не путем аппаратных ин-
триг, а открытого диалога и конкрет-
ных масштабных проектов…
Визит
Владимира ПУТИНА
в Ка-
захстан 7 июня и его обстоятельный
разговор с
Нурсултаном НАЗАРБА-
ЕВЫМ
освежили интеграционную
проблематику, однако каких-либо
принципиальных и прорывных реше-
ний в ходе визита принято не было.
Между тем интеграция постсо-
ветских стран происходит в сложной
внешнеполитической обстановке. Во-
йны, революции и военные операции
НАТО только за последний год косну-
лись почти четверти азиатских стран.
В контексте все более агрессивного
утверждениявЦентрально-Азиатском
регионе режима управляемой Запа-
дом «демократии» антироссийская и
антиевразийская политика западных
спецслужб все больше сводится кфор-
мированию двух управляемых внеш-
них и враждебных по отношению к
России и ее проектам политических
векторов. В качестве западного векто-
ра наступления на Москву рассматри-
вается связка «Польша–Украина», где
головная и направляющая роль отво-
дится Варшаве. Второй, южный, век-
тор — связка «Турция–Казахстан», в
которой главную роль уготовили Ан-
каре. Уже сегодня Польша и Турция
накачиваются западными деньгами
и кадрами, призванными сформиро-
вать долгосрочную стратегию куль-
турной (на базе славянского фактора)
интеграции Украины и Белоруссии с
Польшей и — на базе тюркского фак-
тора — интеграции Казахстана и дру-
гих среднеазиатских стран с Турцией.
Согласно замыслам архитекторов
«нового мирового порядка» Украи-
на должна быть дерусифицирова-
на и обращена в католичество или
различные форматы униатства, в то
время как бывшие советские респу-
блики Азии должны быть исламизи-
рованы и так же дерусифицированы.
Разумеется, в случае успеха этих двух
западных проектов никакой интегра-
ции с участием России и Казахстана
на постсоветском пространстве не
должно быть в принципе.
Что может и должна сделать Рос-
сия, чтобы предотвратить подобный
вариант развития событий? Ответ
ВладимираПУТИНА
известен: нужно
создавать Евразийский союз, невзирая
на происки Запада. Однако формиро-
вание ЕАС усилиями (причем усилия-
ми бюрократическими) одной только
Москвы обречено на провал.
С нашей точки зрения, полноцен-
ный Евразийский союз, с которым
вынуждены будут считаться наши
геополитические конкуренты, со-
стоится лишь в том случае, если его
основу составят как минимум два го-
сударства: европейское и азиатское.
У Евразийского союза должно быть
два полноценных «ядра», а не одно —
как полагают некоторые московские
чиновники, разделяющие давнюю
идею
Анатолия
ЧУБАЙСА
о необ-
ходимости трансформации России
в «либеральную империю». И если
первая страна и первое «ядро» фор-
мирующегося ЕАС — это Россия, то
второй страной и, соответственно,
«ядром» будущего Евразийского со-
юза может быть только относительно
большая и граничащая с Россией ази-
атская держава, то есть Казахстан.
И чтобы альянс состоялся, объ-
единение России и Казахстана в
рамках ЕАС должно проходить на
равноправной основе, и этим долж-
ны заниматься, как приоритетным
геополитическим (не только эконо-
мическим) проектом, лидеры нации:
Владимир
ПУТИН
и
Нурсултан
НАЗАРБАЕВ
, а не безответственные
чиновники, стремящиеся поссорить
две страны в угоду некой третьей
стороне.
Говоря о двухъядерности кон-
струкции будущего Евразийского со-
юза, мы не умаляем роли в интегра-
ции постсоветских стран Белоруссии
или Украины. А говорим лишь о том,
что у каждого близкого России госу-
дарства имеется своя эксклюзивная и
непреходящая роль: у Белоруссии —
ближайшего и равноправного поли-
тического партнера России, у Украи-
ны — главного и равного партнера
по славянскому культурному союзу
(с инициативой создания которого
уже выступил ряд общественных
У Евразийского союза должно быть два
полноценных «ядра», а не одно — как
полагают некоторые московские чиновники
июнь 2012
Банки и деловой мир
57
без границ:
мысли по поводу