Стр. 18 - BDM_2012-11

Упрощенная HTML-версия

Ян АРТ
Главный редактор
­агентства Bankir.Ru
Э
поха
Сергея ИГНАТЬЕВА
уходит,
и в кулуарах задумались, кто и с
какими полномочиями займет «свято
место». В прессе уже прозвучало —
вполне предсказуемо — имя
Алексея
КУДРИНА
.
Впрочем, персоны персонами, а
тема мегарегулятора слишком велика,
чтобы «затачивать» ее исключительно
под большую или мелкую политику.
И пока актуален вопрос: нужен ли
вообще мегарегулятор российскому
финансовому рынку?
Мнения здесь не однозначны. Как
показал недавний совместный опрос
агентства Bankir.Ru, журнала «Банки и
деловой мир» и Ассоциации региональ-
ных банков России, подавляющее боль-
шинство наблюдателей пока сомнева-
ются в актуальности мегаконструкции.
23% участников опроса полностью
поддерживают идею создания мегаре-
гулятора, 13% ее полностью отрицают.
Остальные колеблются с разной степе-
нью наклона «чаши весов»: 21%— ско-
рее поддерживают, чем нет, 19%— ско-
рее отрицают, чем поддерживают, еще
24% затрудняются в оценке.
Сомнения разнообразны. Не станет
ли мегарегулятор сверхбюрократиче-
ской махиной? Не размоются ли в но-
вом конструкте опции Центробанка?
Будет ли мегарегулятор независимым
институтом или станет частью прави-
тельственной машины? Точных отве-
тов пока нет.
Вопрос номер два: кто может стать
фундаментом мегарегулирования на
российском рынке?
Собственно, ответ на этот вопрос за-
ложен уже в самой идее: власти разуме-
ют создать мегарегулятор на базе Банка
России. И это полностью совпадает с
оценками профессиональности воздей-
ствия на финансовый рынок со стороны
тех или иных ведомств и институтов.
На первом месте в этом условном
рейтинге с огромным отрывом оказал-
ся именно Банк России — более 66%
участников опроса оценили его воз-
действие на рынок как наиболее про-
фессиональное. На втором месте —
Министерство финансов (34,5%), на
третьем — Федеральная служба по
финансовым рынкам (22,3%). Далее
следуют Агентство по страхованию
вкладов (11,9%), Федеральная антимо-
нопольная служба (9,2%), Министер-
ство экономического развития (9%),
Росфинмониторинг (8,4%), Роспотреб-
надзор (6,9%), АИЖК (4,3%) и АРИЖК
(1,5%).
Как минимум это означает, что
идея придать функции мегарегулятора
именноЦентробанку будет воспринята
финансовым сообществом максималь-
но лояльно. Тем паче что и нынешнее
состояние финансового регулирования
в России воспринимается относитель-
но позитивно. Если судить по итогам
опроса, более половины его участни-
ков (54%) оценивают его состояние как
удовлетворительное, 15,7% поставили
оценки «4» и «5», 30% оценивают его на
«1» и «2». Оценки, разумеется, критич-
ные, но, думается, в сравнении с неко-
торыми другими сферами госуправле-
ния, ситуация с финансами выглядит
не самой катастрофической.
Вопрос номер три: что именно надо
«мегарегулировать»?
По мнению большинства участни-
ков опроса, в регулировании нужда-
ются банковская (57,6%) и страховая
(53,2%) отрасли. А далее мнения раз-
деляются. Под влиянием разговоров
о проблемах отечественного коллек-
шна значительная часть склоняется
к необходимости регулировать кол-
лекторский рынок (48,4%). 44,7% ре-
спондентов считают необходимым
контролировать рынок МФО и кредит-
ных кооперативов. 44,4% — фондовый
рынок и биржевую деятельность.
Есть еще несколько сегментов фи-
нансового рынка, участники которых
говорят о регулировании. Кредитные
брокеры и финансовые консультан-
ты (в поддержку регулирования этой
сферы высказались 37,5% участников
опроса) уже три года лоббируют идею
регулировать этот рынок, дабы изба-
виться от «черных брокеров» и стать
признанными участниками финансо-
вой индустрии. Пока их по-прежнему
воспринимают как пасынков в боль-
шом финансовом семействе.
Аналогичная ситуация — с форекс-
брокерами (идею регулирования этой
области поддерживают 32%респонден-
тов). В последние два года крупнейшие
игрокифорекс-рынка активно стучатся
в чиновные двери с просьбой устано-
вить правила игры, отсекающие много-
численных «черных игроков». Однако
пока в умах большинства чиновников
слово «форекс» мало чем отличается от
слова «казино». Что, разумеется, явля-
ется бедой чиновников, но становится
проблемой самих брокеров. И нако-
нец — оценщики (идею регулирова-
ния поддерживают 29% респондентов).
Здесь ситуация попроще: деятельность
предельно понятна, а регулирование
осуществляют СРО. Однако с учетом
того, что СРО сегодня продаются, по-
купаются и создаются под заказ, никто
особо не мешает процветать «черным
оценщикам», со всеми вытекающими
последствиями.
Ясно одно: практически все сег-
менты финансового рынка нуждаются
в неких общих правилах игры. Наде-
яться остается тоже только на одно:
если мегарегулятор будет построен, то
не только и не столько для величины
кресла под тем или иным чиновным се-
далищем, но, действительно, для созда-
ния этих правил.
Кому и зачем это нужно?
О мегарегуляторе в России говорили давно и много. В начале этой
осени тема получила «второе дыхание»: власти высказали пожелание
создать мегарегулятор в максимально короткие сроки. Возможно, дает
о себе знать «персонифицированность» любых глобальных изменений в
России: в середине будущего года истекает срок полномочий нынешне-
го руководства ЦБ.
18
Банки и деловой мир
ноябрь 2012
события и комментарии:
колонка яна арта