128
Банки и деловой мир
апрель 2013
post scriptum
О
«русском» Кипре, государстве
и его гражданах
Виталий Коваленко
В
первые, пожалуй, Россия позво-
лила себе ткнуть пальцем в карту
и заявить: положение дел в этой
стране входит в сферу наших интересов.
Двадцать с лишним лет право на такую
фразу имела только одна держава. Даже
объединенная Европа не могла и помыс-
лить ни о чем подобном, не согласовав
свои действия с «вашингтонским обко-
мом». Оттого-то и не любят европейцы
«старшего брата» и гадят ему по мелочам
при всяком удобном случае.
Для россиян такая обида — хуже не-
воли. И она не раз прорывалась гром-
кими декларациями, резкими и даже
скандальными заявлениями. Вспомним
хотя бы мюнхенскую речь Путина. А до
этого — стремительный танковый рейд,
увенчавшийся захватом аэродрома близ
Приштины. А чуть раньше — истори-
ческий жест Примакова, развернувшего
самолет над Атлантикой…
Эти события памятны и дороги тем,
кто не сводит ценности жизни к одному
только беспредельному личному благопо-
лучию. Мы благодарны людям, которые,
рискуя положением, а подчас и жизнью,
давали нации вздохнуть полной грудью.
Но давайте честно признаем: за этими ге-
роическими поступками стоял лишь от-
чаянный выкрик: «Нет!» Мои земляки в
таких случаях, понуря головы, проникно-
венно спiвають: «Ще не вмерла Украïна».
Совсем другое дело, когда парламент
европейской страны отказывает Европе в
совместно принятом ею решении и друж-
но голосует в интересах России.
Не все, разумеется, так просто. Кипр
стал «русским» отнюдь не в результате
целенаправленных действий российско-
го государства. Скорее, вопреки. Хорошо
помню, как на одной тусовке в середине
1990-х Ходорковский, жмурясь от удо-
вольствия, перекатывал во рту новое,
непонятное, но такое привлекательное
слово «офшор».
Собственно, и сегодня с интересами
далеко не все понятно: нужно ли считать
национальным интересом защиту денег
сограждан, которые, вполне возможно,
приложили немало усилий, чтобы вы-
вести свои средства из-под налогообло-
жения? Да и страна, прямо скажем, не-
большенькая — всего-то в пол-острова.
А главное — еще не факт, что кипрский
парламент возьмет да и не переголосует.
Так что в эйфорию впадать рано. Хотя
существо дела при любых раскладах все
равно остается неизменным.
Интригу кипрского дефолта опреде-
лила секретность — решение о «налоге»
на депозиты в кипрских банках принима-
лось за спиной нашей страны. Вдобавок
«железная Меркель» — главный креди-
тор Европы— категорически потребова-
ла, чтобы Россия не принимала участия
в оказании помощи тонущему острову.
Но парламент Кипра ответил на это де-
маршем, а уже наутро министр финансов
Михалис Саррис прибыл в Москву, что-
бы начать переговоры о помощи. И когда
первый день не принес результата, заявил,
что не уедет из России, пока не достигнет
хоть «какого-нибудь соглашения».
В поддержку ему тут же пожаловал
председатель Еврокомиссии Жозе Ма-
нуэла Баррозу. С более широким, правда,
кругом вопросов, но то, что кипрская тема
станет центральной, ни у кого не вызывало
сомнения. Более того, люди знающие наме-
кали, что Кипр—только затравка к разго-
вору о более серьезных вещах, волнующих
Россию. Да и самБаррозушироко разводил
перед журналистами руки, показывая ка-
ким должно стать единое пространство—
от Лиссабона до Владивостока. А еще—за-
верял, что европейцы готовы прийти сюда
со своими технологиями.
Чем закончатся торги по Кипру, станет
известно, когда этот номер уже выйдет
из печати. Уверен, однако, что в данном
случае любой исход будет в нашу поль-
зу. Во-первых, потому что сами пришли.
А во-вторых — сами стали предлагать.
…На одном из последних заседаний
Думы ее спикер сделал удивительное за-
явление: оказывается, разгонять Думу ни-
кто не собирается и никаких досрочных
выборов не будет. Классический пример
оговорки по Фрейду. Скандалы последних
месяцев заставили всерьез задуматься: а
много ли у нас найдется депутатов, к кото-
рым нельзя предъявить никаких претен-
зий? Только я бы поставил вопрос пошире
и увязал его с кипрской коллизией.
«Русским» этот теплый остров сдела-
ли «новые русские», нисколько не забо-
тясь при этом об интересах государства.
Но точно так же, махнув рукой на биз-
нес, государство тянуло трубу в Европу,
вкладывало деньги в оборону, и теперь
в Средиземном море не только шестой
флот, но и наши военные корабли будут
присутствовать на постоянной основе.
Обе эти тенденции (плюс, конечно, еще
и кризис, сыгравший нам на руку) сфор-
мировали ситуацию, когда без России
разрулить кипрский кризис невозможно.
А в результате появилась и возможность
защитить деньги наших граждан.
Только вот дальше двигаться в такой
раскоряке невозможно. Статус полно-
ценного игрока в глобальном мире объ-
ективно требует передачи целого ряда го-
сударственных полномочий, в том числе
мидовских и минобороновских, частным
структурам. И кому, позвольте вас спро-
сить, эти полномочия передавать? Опять
запускать «социальныйлифт», возносящий
в министерские кресла матросов и фарма-
цевтов? Уж очень не хотелось бы. Тем паче
что результат заведомо всем известен.