этой точки зрения делает то, что за-
креплено за ним законом. Другое дело,
что в законе никак не зафиксировано
то, за что отвечают национальные бан-
ки в других странах: развитие экономи-
ки, создание рабочих мест и т.д. Так что
удивляться этому «конфликту интере-
сов» не приходится.
БДМ:
А допускаете ли вы, что с при-
ходом
Эльвиры НАБИУЛЛИНОЙ
на пост Председателя Банка России
могут возникнуть какие-то новые под-
ходы? Ей-то проблемы экономики как
никому близки…
Сампо себе факт прихода вЦБ человека
с таким опытом, пониманием проблем
макроэкономики и реального сектора
я расцениваю как очень позитивный.
Но, думаю, резких шагов она делать не
будет, что правильно. Банкир просто
обязан быть отчасти консерватором:
деньги не терпят суеты и революций.
Кроме того, надо понимать, что судь-
ба такой сложной структуры, как Банк
России, не может всецело зависеть от
одного человека, даже если речь идет о
первом лице. И если кто-то ждет, будто
с приходомНабиуллинойначнется пря-
мая раздача денег под нулевую ставку,
думаю, его постигнет разочарование…
Но на то, что подходы будут меняться
и что Банк России будет больше вовле-
каться в экономические процессы, я во
всяком случае надеюсь.
БДМ:
Самые больные для банков во-
просы — резервы на возможные по-
тери по ссудам и доступ к рефинан-
сированию. Как вы считаете, здесь
возможно какое-то смягчение?
Прогнозировать, по понятным причи-
нам, не возьмусь, но свое мнение вы-
скажу. Почему бы не снизить объемы
резервирования там, где речь идет, на-
пример, о финансировании проектов
в рамках государственных программ?
Это ведь тоже своего рода госгарантия.
Точно так же можно было бы пойти на
частичный вывод из залога по таким
кредитам. Вполне реально расширить
ломбардный список, удлинить сроки
по некоторым инструментам — это то,
что банкам нужно, чего они просят.
БДМ:
А продолжится ли давление на ма-
лые банки? Сколько копий ломалось
на эту тему совсем недавно, а теперь
дискуссия практически свернулась.
Так не о чем особо дискутировать.
Планку в 180 миллионов взяли без
каких-то чрезвычайных происше-
ствий, теперь потихоньку наращивают
капитал дальше. Как мы и говорили:
не надо давить, банки сами приходят к
необходимости увеличивать капитал,
и увеличивают. Понятно, что разго-
воры о миллиарде или 10 миллиардах
по меньшей мере несвоевременны, но
этот мяч удалось отбить. Хотя спра-
ведливости ради надо отметить, что в
ряде стран, в том числе постсоветских,
требования к капиталу значительно
выше российских: в Казахстане —от 20
до 45 миллионов евро, 13–15 миллио-
нов — в Азербайджане, Молдавии, на
Украине… Так что нам жаловаться не
на что — 300 миллионов рублей к 2015
году вполне посильно большинству
банков, как показывает практика.
БДМ:
Да в общем, и у меня сложилось
такое мнение — в каждом номере
мы публикуем данные по изменению
капитала, и списки эти выглядят до-
статочно внушительно… Кстати, от-
вечая на вопросы нашей анкеты для
этого номера, банки довольно много
рассказали и о том, как активно ра-
ботают они с малым бизнесом и как
надеются на развитие этого сегмента.
Правда, у самих малых предприни-
мателей, которым мы тоже задали
вопросы, оптимизма гораздо меньше.
Так где же истина?
Как всегда — посередине… Банки дей-
ствительно наращивают свою актив-
ность в сегменте малого бизнеса. Но это
не значит, будто они раздают кредиты
налево и направо, — конечно, анали-
зируют бизнес клиента, считают риски.
И порой вынуждены отказывать, ниче-
го не попишешь. Ну а за налоговую по-
литику они ответственности не несут.
Хотя выступавший на Неделе россий-
ского бизнеса заместитель министра
финансов
Сергей ШАТАЛОВ
заверил,
что до 2018 года налоговая нагрузка
повышаться не будет, за исключением
акцизов…Обещают даже специальный
налоговый режим для Дальнего Восто-
ка — с обнулением налога на прибыль,
недвижимость, землюна пять лет, начи-
ная с 2014 года. И это — важный шаг.
Что касается того, о чем мы гово-
рили в начале нашей беседы, то мо-
сковское правительство уже продли-
ло срок аренды по старым ценам для
ряда малых предприятий. Надеюсь,
положительно решится вопрос и с
индивидуальными предпринимате-
лями — здравый смысл должен вос-
торжествовать. Нельзя такие вопросы
решать чисто арифметически: вот, мол,
получим с мелкого бизнеса лишние
48 миллиардов. А в итоге не только не
получили, но еще и потеряли. Плюс к
тому возникла заметная социальная
напряженность, которая уж совсем не
ко времени, потому что время сейчас
сложное, требующее консолидации
общества и доверия к власти.
БДМ:
Но пока, согласитесь, некоторые
действия власти (в том числе и те,
с которых мы начали разговор) лишь
подливают масла в огонь этого недо-
верия. Что с этим делать?
Да, нестыковка общественных ожида-
ний и действий власти сегодня стала
однойиз ключевых проблем. Посмотри-
те, как пристально следит общество за
борьбой с коррупцией, и в целом — за
соответствием обещаний и конкретных
шагов. Что толку твердить о важности
малого бизнеса для российской эконо-
мики, если один непродуманный закон
мигом выводит «из оборота» сотни ты-
сяч людей, которые худо-бедно, но обе-
спечивали себя и свои семьи, создавали
рабочие места. Сейчас они либо ушли в
тень, либо встали на биржу труда, от-
чего бюджет только потерял.
Ачто с этимделать?Отстаивать свою
точку зрения, убеждать, привлекать сто-
ронников и находить аргументы. Опыт
РСПП, Ассоциации «Россия», других
профессиональных и общественных ор-
ганизаций убеждает, что такая активная
жизненная позиция, общая работа мо-
жет и должна быть успешной.
Беседовала
Людмила КОВАЛЕНКО
10
Банки и деловой мир
май 2013
позиция