Стр. 20 - BDM_2013-07

Упрощенная HTML-версия

П
о закону «О государственных и муниципальных уни-
тарных предприятиях», будучи ФГУП, Почта России
изначально не имела права участвовать в капитале кредит-
ного учреждения. Для этих целей планировалось привлечь
Связь-Банк, «надорвавшийся» в свое время на РЕПО-
сделках и приобретенный по такому случаю ВЭБом в 2008
году по символической цене.
Первой формальной причиной задержки на пути реа-
лизации проекта стала санация и очистка от токсичных
активов баланса базового Связь-Банка. Затем потенци-
альные партнеры из числа коммерческих банков, коим от-
водилась роль соинвесторов (с долей в размере не менее
25%, но не более 50%) и носителей банковского know-how,
сочли неоправданно высоким уровень требуемых инве-
стиций, возросших с течением времени с 25 до 100 милли-
ардов рублей, а также слишком долгим срок окупаемости
инвестиций — порядка восьми лет. В свою очередь по-
чтовики посчитали свой вклад в проект недооцененным.
Самооценка финансового бизнеса Почты России, который
предполагается передать в создаваемый Почтовый банк,
составляет 91–108 миллиардов рублей. В результате чис-
ло потенциальных партнеров с момента подачи заявок на
участие в проекте в марте 2010 года по сей день сократи-
лось с семи до двух (остались банк «Русский Стандарт» и
НОМОС-Банк).
Более существенной, однако, представляется иная при-
чина: потенциальная конкуренция с уже существующими
и занимающими данную нишу клю-
чевыми государственными финан-
совыми структурами — Сбербанк,
«ВТБ24» и др.
Каковы же перспективы проекта
Почтового банка? Чтобы ответить на
этот вопрос, вспомним объективные
предпосылки, породившие саму идею
этого проекта.
Прежде всего, разветвленная фи-
лиальная сеть Почты России—поряд-
ка 42 тысяч отделений (из которых 30
тысяч в сельской местности) — про-
тив 20 тысяч у того же Сбербанка. Не-
даром в ходе реализации указа прези-
дента №601, по которому к 2015 году
90% населения должны иметь возмож-
ность получения государственных и
муниципальных услуг по принципу
«одного окна», было решено созда-
вать многофункциональные центры
на базе отделений Почты России.
Не менее важная предпосылка —
исторически сложившаяся традиция
и привычка населения (особенно в
регионах) пользоваться финансовыми
услугами на почте. Так, из 40 миллио-
нов пенсионеров 21 миллион получает пенсию и социаль-
ные пособия через Почту России. В цифрах это составляет
480 миллионов выплат в год на общую сумму 2,56 трил-
лиона рублей. Ближайший конкурент почтовиков —Сбер-
банк, в отделениях которого, по оценкам самого банка, по-
лучают пенсию около 40% российских пенсионеров. При
этом треть всех вкладов в Сбербанке составляют пенсио-
неры — самый надежный и стабильный вкладчик.
С другой стороны, в структуре доходов Почты России
лишь 44,8% составляют непосредственно услуги почтовой
связи, а 37,7% выручки приходится на финансовые услу-
ги. Из них две трети составляют упомянутые выше вы-
платы пенсий и социальных пособий, 18,8% приходится
на денежные переводы (90 миллионов переводов в год) и
16,7% — на коммунальные платежи (610 миллионов пла-
тежей). Таким образом, Почта России уже давно де-факто
является национальной платежной системой.
И наконец, что такое банк? Это кредитное учрежде-
ние, основное отличие которого от платежной системы
в том, что кроме осуществления расчетно-кассового об-
служивания (чем уже давно, и как видно из приведенных
выше цифр, успешно занимается Почта России) ведет и
кредитно-депозитную деятельность. А нужна ли эта дея-
тельность Почте России? И главное, готова ли та к ней?
Да, безусловно, денежная масса, проходящая через Почту
России, — огромный ресурс, но так ли важно и единствен-
но верно пускать его на кредитование и конкурировать
Почтовый банк vs почтовая
платежная система
Анонсированный Внешэкономбанком в 2009 году проект создания
Почтового банка на базе филиальной сети Почты России сегодня
­фактически заморожен.
20
Банки и деловой мир
июль 2013
события и комментарии