С
Liberte начинается знаменитая
триада, определившая на 200 лет
впередразвитиемировойцивилиза-
ции. Всемиивсегда, однако, лозунг Великой
французскойреволюциипроизносился как
триединое целое: «Liberte-Egalite-Fraternite!»
Итолько в последние десятилетиямир стал
сбиваться с проверенного временем кур-
са—отбросив вначале «Равенство», а затем
и никому не нужное «Братство». На месте
утраченных идеалов разлеглась единствен-
ная и ничем не ограниченная «Свобода».
Главным либераломСоветского Союза
был, безусловно, его первый и последний
президент. Это ему принадлежит судьбо-
носная фраза: «Разрешено все, что не за-
прещено». Коммунист Тарасов делом от-
реагировал на этот призыв и честно сдал
в партийную кассу свой миллион рублей
членских взносов (3% от заработка). Как
при средней зарплате в 200 рублей он
сумел получить свои 33 миллиона, и по
сей день покрыто мраком. Но претензий
к нему не предъявили, а значит, делал он
только то, что не было запрещено законом.
И удивляться здесь нечему. В ту пору
практически ничего не было запрещено
из того, что уже нависало над страной
и вскоре стало нашей повседневной прак-
тикой. Банкиры должны хорошо помнить
то время, потому что отчетность банка на
первых порах укладывалась в тримашино-
писные странички. Таковы в ту пору были
реалии, и разрушительную силу призыва
Горбачева на их фоне трудно себе даже
представить. Поспорить с нею может раз-
ве что не менее знаменитый призыв Ель-
цина: «Берите суверенитета — сколько
сможете!»
Эти вехи, определившие возвраще-
ние капитализма в Россию, стали уже
историей. Но историей действующей, из
которой мы теперь никак не можем вы-
браться. Хотя Дума и работает на полную
мощность, остряки даже прозвали ее
«бешеным принтером», из которого не-
скончаемым потоком сыплются запреты:
на курение, взятки, пьянство за рулем…
А результата нет. И, главное, быть не мо-
жет по той простой причине, что зако-
ны — оружие оборонительное. И оно, по
определению, всегда будет уступать ору-
жию наступательному. Понаделали аме-
риканцы дронов-беспилотников и пуляют
их через все и всяческие государственные
границы — не запрещено. Нет в между-
народном праве такого объекта и такого
способа пересечения границы.
Получается тупик. Ине только россий-
ский — в нем оказался весь наш «шарик»,
уже который год живущий в ожидании
очередной волны кризиса. Все понимают,
что выход — в отказе от неолиберальной
парадигмы глобализации. Но, во-первых,
чем заменить? А во-вторых —надо вклю-
чать политическую волю. Для либералов
это нож острый. О политической воле они
вспоминают лишь в одном случае: когда
стране нужно сделать гадость, полит-
корректно именуемую «непопулярными
мерами». Даже сроки для этого строго
расписаны: в первый президентский год
рано, в четвертый поздно, а во второй
и третий — в самый раз. Но почему бы не
направить этот мощный государственный
инструмент еще и во благо? Например,
вернуть стране не только капитализм, но
и буржуазную триаду идеалов, на которых
он встал на ноги и успешно развивался.
Но они-то как раз и не «пишутся»
в сегодняшние неолиберальные стандар-
ты мышления. «Братство» — это чистая
идеология: ужатая до одного слова хри-
стианская заповедь «Возлюби ближнего,
как самого себя». Даже в оскопленной
прагматической версии «Моя свобода за-
канчивается там, где начинается локоть
другого человека» она способна сегодня
встряхнуть и отрезвить стремительно ато-
мизирующийся мир, ослепленный вирту-
альными бликами золотого тельца.
«Равенство» — категория прежде
всего экономическая. Не думаю, что,
возводя ее на пьедестал, робеспьеры,
мараты и дантоны заботились о равен-
стве сексуальных меньшинств и одно-
полых браков. Для них это был главный
вопрос общественной гармонии. Любой
гражданин, любого происхождения, а не
только дворянского, должен иметь пра-
во своим трудом и талантом обеспечить
себе самое высокое положение в обще-
стве. Коренные слова здесь «труд» и «та-
лант». Понятные и доступные каждому,
они естественным образом уравнивали
людей, устанавливали справедливость,
становились ориентиром побудительной
мотивации вступающих в жизнь молодых
людей. На этих «дрожжах», на этой тяге
к работе, позволяющей реализовать себя,
и поднимался два века капитализм.
…Вокругшкольного учебника истории
сегодня развернулось генеральное сраже-
ние. В бой введены все резервы, потому
что на кону — будущее. Пора, наконец,
перестать сеять в умах сумятицу. В сегод-
няшнем контексте совершенно невозмож-
но соединить воедино бездарных царей,
веками правивших Россией и ее рабским
населением, с полученным результатом—
ведь удалось же им (почему-то?) удержать
под своим контролем самую большую
и богатую территорию и даже первыми
запустить человека в космос. Без цельного
понимания прошлого, без благодарности
к жившим до нас рождаются только ман-
курты, гениально угаданные Айтматовым.
Они, правда, очень хорошо вписываются
в нынешнюю модель глобализации.
100
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2013
POST SCRIPTUM
О
свободе, законах
и не отпускающей нас истории
Виталий КОВАЛЕНКО