1
Главной причиной такой ситуации стало неумение государства соз-
давать мотивационные правила игры для бизнеса. Его используют
в первую очередь в качестве дойной коровы (я имею в виду не только на-
логообложение, но и многочисленные «дополнительные» поборы, ставшие
неотъемлемой частью нашей жизни). По сути, инструментами тонкой (или
не очень) настройки государство либо создает условия и предпосылки для
успешного развития бизнеса, либо вызывает его «рассасывание», в том чис-
ле по иностранным юрисдикциям. Такими инструментами, как известно,
являются предсказуемое законодательство, в том числе в части налогоо-
бложения, мотивация инновационных программ (то, что происходит у нас
сейчас, — не более чем информационный шум на данную тему), антимоно-
польные мероприятия, внятная пенсионная реформа, стимулирование ин-
вестиций, четко выстроенная судебная система, нацеленная прежде всего на
защиту института собственности, жесткие антикоррупционные решения,
развитая инфраструктура. Все просто и в то же время сложно—потому что
необходимые решения забалтываются, подменяются их словесными сурро-
гатами. В условиях отсутствия таких решений даже сравнительно высокие
цены на углеводороды не в состоянии обеспечить поступательное развитие
экономики. Государству можно даже не помогать бизнесу деньгами, глав-
ное — не мешать ему развиваться.
2
Боюсь, такие тенденции мне неизвестны.
3
Не более 2–3% роста ВВП в год. Для большего необходимы меры, из-
ложенные в ответе на первый вопрос.
РЕШЕНИЯ
ЗАБАЛТЫВАЮТСЯ
Юрий ПЕТРУЩИК
Директор департамента
международного бизнеса и
финансового мониторинга
Московского филиала
Смоленского Банка, член
правления
Г
лавные ожидания в канун нового экономического года — строгое воз-
держание от радужных прогнозов на 2014-й.
Продолжается десятилетняя стагнация, которая продлится до 2018 года.
В еврозоне планируется рост ВВП на 1,1% , а в России—до 2%. Правда, стаг-
нация дает снижение издержек, но и рост безработицы. Сырье и бюджетные
деньги — главные драйверы не роста, а самого существования экономики
России. Не стоит ожидать притока инвестиций в инновационные отрасли
экономики, например, в биотехнологии, а также в фундаментальную науку
и образование. Краткосрочные вложения и быстрая отдача — это не для ин-
новационных проектов. Государственные инвестиции в «красивые» инфра-
структурные проекты типа Олимпийских игр, острова Русский, чемпионата
по футболу и т.д. не являются инвестициями по сути, а только дотациями,
которые, к сожалению, списываются. Увеличение государственных расхо-
дов на подобные стройки приводит к увеличению оттока капитала.
Но есть и обнадеживающий прогноз на первую декаду января 2014-го:
радоваться морозу, солнцу и чудесным дням.
ВОЗДЕРЖИМСЯ
ОТ РАДУЖНЫХ ПРОГНОЗОВ
Татьяна САДОФЬЕВА
Вице-президент
ОАО «Банк
Российский Кредит»
ДЕКАБРЬ 2013
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
45
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ:
АНКЕТА БДМ