Стр. 54 - BDM_2013-12

Упрощенная HTML-версия

С одной стороны, можно сказать, что многое не выпол-
нено, а с другой — много что сделано. Мы продвинулись
в рейтинге Doing Business уже до 92 места и видим, что
правительство очень старается. Это вселяет оптимизм.
Да, темпы может быть не те, на которые рассчитывали, но
это уже реальная работа, а не только слова.
3
Если ничего не предпринимать то, наверное, в буду-
щем году будем иметь примерно такую же стагна-
цию — темп роста от 1 до 2% в год, не больше. «Деловая
Россия» разработала свою концепцию — решений труд-
ных, но необходимых для того, чтобы развитие пошло бо-
лее быстрыми темпами.
Прежде всего — обеспечить доступность кредитов.
Дело не только в высоких процентных ставках, гораздо
важнее проблема — условия предоставления кредитов.
Под воздействием ЦБ коммерческие банки вынуждены
предъявлять чрезвычайно жесткие требования к заемщи-
кам: и поручительство, и оценка залогов, и очень жесткий
подход к залогу земли, акций, многих других компонентов,
которые в других странах выглядят иначе.
У нас такие условия, которых нет практически нигде.
И нет нормальных фондов государственной поддержки,
информация о деятельности которых была бы доведена
до каждого предпринимателя. Мало разместить ее на сай-
те государственного органа, где есть еще несколько тысяч
других информационных сообщений. Ее надо как-то дове-
сти до людей, может быть, через «Де-
ловую Россию» или другими способа-
ми, но она должна быть известна всем.
Очень часто предприниматели, до
которых все-таки дошла информация
о возможности государственной под-
держки, получить ее не могут. Не хотят
вступать в коррупционные отноше-
ния, расходовать безумное количество
времени на подготовку отчетных и заявочных материалов,
тратить большие деньги на консультантов, на всякие экс-
пертизы и прочие дополнительные обременения, которые
предусмотрены официально (или неофициально).
Еще одна тема — тарифы естественных монополий.
Они должны, конечно же, устанавливаться по принципу
«инфляция минус». На 2014 год гарантируют, что их во-
обще заморозят. Заморозка вещь хорошая, но она должна
быть экономически оправдана. Если она происходит одно-
временно с сокращением инвестиционных программ есте-
ственных монополий, то страдает от этого тот же частный
бизнес, который является исполнителем их заказов.
Такого рода сокращения бьют иногда сильнее, чем вы-
игрыш от заморозки. Если тарифы заморозят на год, а что
будет потом, непонятно, то для многих это сигнал: проще
сделать инвестиционный проект в каком-нибудь Китае,
Таиланде или даже Казахстане. Но не в России. Именно
потому, что годовая заморозка может обернуться дву-
кратным увеличением, например, через два года. Нужна
перспектива.
Очень важно последовательно реализовывать но-
вый подход к оценке налоговых льгот и их последствий.
Мы постоянно говорим о том, что рас-
сматривать налоговые льготы как вы-
четы из бюджета — это неправильно.
Доход от появления новых предпри-
ятий, модернизации старых промыш-
ленных площадок может оказаться го-
раздо больше, чем «недопоступления»
в бюджет доходов из-за этих льгот.
Если будущие доходы существенно
перекрывают настоящие, надо смело идти на отраслевые,
региональные льготы и на изменение налогового режима.
К сожалению, в основных направлениях налоговой поли-
тики этого подхода нет.
Так же и в сравнительных подходах по разным юрис-
дикциям. Мы должны бороться за инвестиции, за пред-
принимательскую активность, но выиграть можно только
тогда, когда мы сможем предоставить условия как мини-
мум не хуже, а лучше — более привлекательные, чем в дру-
гих странах.
Если предпринимать все меры, о которых я говорил,
то прогноз на 2014 год может быть более оптимистичным.
Но сейчас это надо быстро делать, хотя бы на уровне де-
клараций.
4
Большие доходы, которые получают предпринимате-
ли, акционеры, да и те же бонусы, отнюдь не всегда
тратятся на яхты, самолеты, зарубежную недвижимость.
Очень часто средства эти вкладываются в основной бизнес
или в смежные отрасли, венчурные проекты. Не стоит из-
лишествами называть любые выплаты.
Другое дело, что надо регулировать непроизводствен-
ное потребление, и, скажем, налог на имущество богатых
должен быть другим.
Возникли
некие
«качели»
:
вроде
шаг вперед
, и довольно
быстрый, и тут же —
шаг назад
.
Эта
неопределенность
сопровождала
весь 2013 год
Так называемые
инаугурационные
указы
вселили большие
надежды
в бизнес-сообщество.
Однако
проис-
ходящее в течение года
не оправдало
ожиданий
54
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ДЕКАБРЬ 2013
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ:
АНКЕТА БДМ