Стр. 15 - BDM_2014-01-02

Упрощенная HTML-версия

на новый программный продукт, то
капитал уменьшается, из него вычи-
тается её стоимость.
Хотел бы особо подчеркнуть, что
для крупных игроков это обстоятель-
ство не очень существенно — у них
капитал, как правило, намного превы-
шает требуемый уровень. Но у боль-
шинства кредитных организаций
этот параметр постоянно находится
под жёстким контролем со стороны
регулятора, а также собственного
бизнеса — если он успешно разви-
вается, и активы быстро прираста-
ют. Именно таким банкам в первую
очередь требуются инновации. Но на
практике это оборачивается для них
серьёзнейшей дилеммой: либо обре-
кать себя на технологический застой,
либо решаться на инвестиции в IТ,
но платить за это двойную цену: сто-
имость программного обеспечения
и плюс к этому — компенсацию на
пополнение капитала.
Ситуация патовая, а в сегодняш-
них реалиях ещё и нелепая. Особен-
но если учесть, что для выхода из неё
достаточно обратиться к опыту эко-
номически развитых стран, который
Банк Россиишироко использует в над-
зорной практике. Но если мы готовы
следовать западным стандартам в во-
просах капитализации банков, риск-
менеджмента, внутреннего контроля
и в других сферах, то почему бы не по-
заимствовать проверенный временем
стандарт, регламентирующий учёт
и отражение в капитале банковских
инвестиций в IT-инфраструктуру? Та-
кой шаг, на мой взгляд, был бы вполне
логичным.
В связи с этим предлагаем:
про-
писать на законодательном уровне,
что вложение банка в IT-технологии
будет учитываться при расчёте ка-
питала, увеличивая его
. Одним из
условий при этом должно стать при-
обретение IT-технологий только у от-
ечественных разработчиков.
Логика такого требования проста:
приобретая разработку российской
компании, банк не только повышает
качество и эффективность собствен-
ного бизнеса, но и способствует раз-
витию отечественных компаний, ра-
ботающих в высокотехнологичном
сегменте рынка. Кроме того, такой
подход будет препятствовать воз-
можным играм с выводом капитала
за рубеж, против чего, собственно,
и были направлены заградительные
меры регулятора. Что же касается
всего механизма стимулирования
технологических инноваций, то по-
вторюсь: он не требует изобретения
велосипеда. По стандартам между-
народного бухучёта, инвестиции
в IТ учитываются в капитале банков.
Более того, чем выше уровень при-
обретённой технологии, тем выше
оценивается её стоимость в капитале
финансовой организации.
В связи с этим, разумеется, возни-
кает целый ряд процедурных вопро-
сов и прежде всего: как определить
уровень и качество продукта? Воз-
можны, очевидно, различные вариан-
ты. Один из них — аккредитация ком-
паний, занимающихся разработкой
специализированных программных
продуктов для финансовой сферы. Та-
ким органом мог бы стать регулятор
в лице Центробанка, хотя ему и не со-
всем свойственны подобные функции.
Логичнее, на мой взгляд, поручить
такую работу профессиональному
объединению, например, банковской
ассоциации, которой органично при-
суща забота как о технологическом
развитии банковского сектора, так
и о сегменте компаний, обеспечиваю-
щих такое развитие.
Момент для введения и отработ-
ки такого механизма, на мой взгляд,
исключительно благоприятный. Эко-
номика страны сегодня входит в каче-
ственно новый этап своего развития,
когда задачи сокращения издержек
и повышения производительности
труда перестают наконец быть просто
сотрясением воздуха. Для большин-
ства компаний в различных секторах
эти требования становятся условием
выживания. И регулирующие орга-
ны не могут уже просто наблюдать
за происходящими процессами со
стороны. Для них это сигнал к смене
своего инструментария—переходу от
мер, преимущественно запретитель-
ных, к мерам стимулирующим.
В контексте затронутой пробле-
мы это означает смену вполне кон-
кретных приоритетов: банки должны
бояться не уменьшения своего капи-
тала, а того, что они будут вытесне-
ны с рынка из-за отсутствия у них
«продвинутых» технологий, дорого-
визны продуктов и недостаточной
доступности своих услуг. Реальный
механизм, обеспечивающий такую
смену целей и включённый впо-
следствии в законодательную базу,
может подготовить рабочая группа,
созданная в рамках Ассоциации ре-
гиональных банков «Россия», куда,
помимо экспертов ассоциации, вой-
дут специалисты Банка России, пред-
ставители Российского союза про-
мышленников и предпринимателей,
банков и IT-компаний.
Ситуация патовая: либо
обрекать себя
на
технологический застой
, либо
решаться на инвестиции в IТ, но
платить
за это
двойную цену
Предлагаем
прописать
на законодательном
уровне, что
вложение
банка
в
IT-технологии
будет
учитываться
при расчёте капитала, увеличивая
его
ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
15
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ:
ОСОБОЕ МНЕНИЕ