Стр. 14 - BDM_2014-03

Упрощенная HTML-версия

Ян АРТ
Главный редактор
информационного
агентства Bankir.Ru
Свет бывает только там,
где его зажигают
ТЕМА «ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В ОКНЕ ТОННЕЛЯ?», ЗАДАННАЯ ГЛАВНЫМ
редактором БДМ, очень уязвима перед эмоциями. Скажем, в тот день,
когда она была обозначена, у меня первый раз заболел зуб. А в день,
когда начал писать, — случился украинский кризис.
С
зубом справиться удалось —
призвав на помощь професси-
онала. С украинским кризисом —
сложнее. И дело не в отсутствии
профессионалов. Дело в том, что
стоматолог мой зуб и не любил,
и не ненавидел. Он к нему относит-
ся нейтрально. А в политике мы так
не умеем. В экономике, которая яко-
бы её разбавленное воплощение, —
тоже. Что совсем недавно продемон-
стрировали валютные обменники.
Добавив свой кирпичик в постро-
ение рассуждений на тему «есть ли
свет в конце тоннеля?».
Конечно есть. И рецепты его из-
вестны. Провести структурные рефор-
мы. Запустить модернизацию эконо-
мики. Остановить и повернуть вспять
отток капитала. Развить финансовый
рынок — вплоть, если удачно сложит-
ся, до создания международного фи-
нансового центра в Москве.
Знакомые слова, правда ведь?
Вопрос в том, что свет, даже если
ты его заклинаешь, сам по себе не
зажжётся. Надо зажигать самим.
Вручную. То бишь — разложить
эти самые «структурные реформы»
и «модернизации» на более конкрет-
ные действия.
Например,
Александр МУРЫ-
ЧЕВ
упорно говорит о том, что на-
чинать надо с либерализации на-
логов. Не побоявшись оскудения
фискальных потоков и потенциаль-
ного кассового разрыва в бюджете.
Хочешь структурные реформы? Пла-
та — риск кассового разрыва. Или
модернизация — возможно, надо от-
казаться от поддержек многочислен-
ных «ВАЗов». С риском безработицы
и социального негатива. Хочешь но-
ваций? Плата — риски социума. Сто-
ит цель остановить отток капитала.
Придётся либерализовать финансо-
вый надзор и закрывать глаза на не-
которые «шалости» банков. Хочешь
мировой финансовый центр? Пла-
та — риски финансовых «дырок».
Нельзя угнаться за двумя зайцами
одновременно. Особенно — если они
бегут в разные стороны. Особенно —
если стоять на месте.
Так что свет в конце тоннеля есть.
Вопрос в том, есть ли фонарщик.
Впрочем, вопрос «есть ли свет
в конце тоннеля?» имеет одну не-
преложную особенность. Зависит от
того, как на него отвечают многие
люди. А сами-то как думаете?
Частично ответ на этот вопрос
дают предварительные итоги со-
вместного опроса агентства Bankir.
Ru, портала Finarty и журнала «Банки
и деловой мир». Опрос ещё продол-
жается, но первые двести ответов уже
достаточно репрезентативны.
По мнению его респондентов, для
изменения экономического климата
в России актуально: резкое сокраще-
ние числа чиновников, количества
ведомств и государственных служб
(60%); стратегия создания точек роста
в производящих отраслях экономики
(45%); скорейшая разработка пакета
законов, направленных на благопри-
ятствование бизнесу (33%); развитие
финансового рынка (19%).
Кроме того, 60% считают необхо-
димым ликвидировать бонусы и «зо-
лотые парашюты» топ-менеджеров
госпредприятий, 57% — сократить
госаппарат и зарплаты чиновникам,
53% — уменьшить расходы на про-
ведение надуманных и ненужных
реформ, 45% уверены, что нужно на-
править все доходы от нефти в фон-
ды развития и тратить их только на
цели развития, 40% предлагают пре-
кратить расходы на пиаровские про-
екты (спортивные, развлекательные
мероприятия, «Сколково» и т.п.).
Участники опроса считают, что ос-
новные усилия надо направить на
борьбу с коррупцией (29%), уничто-
жение административных барьеров
и создание благоприятного клима-
та для бизнеса (21%), ликвидацию
монополии государственных и око-
логосударственных корпораций
и «тарифной» зависимости (17%)
и смену управления и управляющих
лиц (17%).
Если эти позиции принять за вер-
ные, то остаётся сравнить, что про-
исходит в реальности, и самому себе
ответить на этот вопрос: есть ли свет
в конце тоннеля?
Нельзя угнаться
за двумя зайцами
одновременно.
Особенно
— если они бегут
в разные
стороны. Особенно —
если
стоять
на месте
14
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАРТ 2014
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ:
КОЛОНКА ЯНА АРТА