В
ажнейшей составляющей по-
литики, принятой на третьем
Пленуме ЦК КПК, является
проект экономического пояса «Шёл-
ковый путь». В действительности
речь идёт о двух проектах. Первый,
сухопутный, должен запустить курс
открытости Китая Западу, а также
Центральной, Западной и Южной
Азии. Морской Шёлковый путь ори-
ентирован на продолжение и расши-
рение открытости страны Тихоокеан-
скому региону.
Закладываемая в основу проектов
транспортная сеть носит многомер-
ный и комплексный характер. Она
включает в себя железнодорожные
и автомобильные трассы, авиацион-
ные линии, нефте- и газопроводы,
линии электропередач, а также ин-
формационные сети. В концепции
экономического пояса «Шёлковый
путь» акцент делается на расшире-
нии потенциалов сотрудничества
между странами, повышении темпов
и качества региональной экономиче-
ской интеграции.
В сентябре прошлого года Пред-
седатель КНР
Си ЦЗИНЬПИН
при-
звал руководителей стран, собрав-
шихся в Астане, к активному участию
в проекте и совместному созданию
экономического пояса «Шёлковый
путь». Через месяц в Малайзии он
обратился с аналогичным призывом,
презентуя морскую версию Шёлко-
вого пути XXI века. При этом особо
подчёркивалось, что строительство
экономического пояса поможет стра-
нам Евразии превратить людские,
ресурсные, рыночные и технические
возможности в реальные преимуще-
ства развития.
Реализация проектов позволит со-
единить надёжными транспортными
артериями десятки стран, располо-
женных на огромных территориях —
от Тихого океана до Балтийского моря
и до Индийского океана. Особое ме-
сто отводится железнодорожному
сообщению, в том числе высокоско-
ростному. Китайская промышлен-
ность освоила необходимые для этого
технологии и сегодня протяжённость
высокоскоростных магистралей до-
стигла 11 тысяч километров, ещё 12
тысяч километров строится. Опера-
ционная скорость на них составляет
300–350 км/ч, а экспериментальная
достигает 605 км/ч.
В связи с этим некоторые экс-
перты предположили, что Китай
направляет свой Шёлковый путь
в обход России. Но это в корне про-
тиворечит реальному положению дел
и реальным интересам. Лучшее тому
подтверждение — встреча руководи-
телей двух стран, которая состоялась
7 февраля в Сочи по случаю откры-
тия Олимпийских игр.
Си ЦЗИНЬ-
ПИН
официально пригласил Россию
участвовать в строительстве Шёлко-
вого пути, подчеркнув, что проект
должен «стать новой платформой
для развития китайско-российского
всеобъемлющего партнёрства и стра-
тегического взаимодействия». В от-
вет
Владимир ПУТИН
отметил, что
Россия предпримет активные шаги
в предложенном направлении, «а так-
же собирается состыковать россий-
ские железнодорожные линии с объ-
ектами новой инфраструктуры» для
получения взаимной выгоды.
Проект экономического пояса
«Шёлковый путь» изначально опира-
ется на взаимный интерес всех участ-
ников. Что же касается России, то без
неё он просто не может быть реали-
зован. В проекте, в частности, предус-
мотрен специальный блок, посвящён-
ный стыковке стратегии возрождения
Северо-Востока Китая с развитием
Восточной Сибири и Дальнего Вос-
тока России.
Суть проектов — выстраивание
долгосрочных взаимовыгодных парт-
нёрских отношений между участника-
ми. Первое и самое понятное—разви-
тие торговли. Очевидно, что начинать
нужно с упрощения существующих
процедур с целью увеличения торго-
вого оборота между странами и, что
особенно важно, улучшения торговой
структуры в пользу товаров с высокой
добавленной стоимостью и высоко-
технологичной продукции.
Вплотную к этой проблеме при-
мыкает задача укрепления денежного
обращения. Нам предстоит содей-
ствовать развитию валютных свопов
и других инструментов, позволяющих
широко использовать расчёты в на-
циональных валютах стран региона.
Одновременно — повышать степень
защищённости финансовых систем от
рисков и способствовать укреплению
СТЫКОВКА ШЁЛКОВОГО ПУТИ
С ТРАНСЕВРАЗИЙСКИМ
ПОЯСОМ RAZVITIE
Ли СИНЬ
Директор Центра России
и Центральной Азии
при Шанхайской академии
международных исследований
36
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2014
БЕЗ ГРАНИЦ