Стр. 52 - BDM_2014-05

Упрощенная HTML-версия

в этом как раз с крупнейшими банками конкурировать не
получится. Банки будут совершенствовать сервис и техно-
логии. Определяющими факторами станут выбор продук-
тов, скорость и комфорт обслуживания.
Стратегия нашего банка по работе с корпоративными
клиентами предполагает максимальное сегментирование.
Клиенты делятся на группы и подгруппы в соответствии
с размерами и форматом бизнеса, и для каждой подгруппы
с учётом именно её особенностей и нюансов разрабатывают-
ся предложения и условия. Являясь региональным банком,
мы также делаем ставку на хорошее понимание локальных
рынков, что помогает нам предоставлять максимально инте-
ресные предложенияместнымкомпаниям. Важнуюроль в со-
хранении долгосрочных отношений с клиентами играет и то,
что мы можем обеспечивать комплексное обслуживание.
5
Да, в ряде случаев на поддержку государства рассчи-
тывать нужно. Все предложенные в вопросе вариан-
ты могут выступить качественной поддержкой.
Если говорить о конкретномпримере, то сегодня актуаль-
ной темойявляется возможность для банков секьюритизации
портфелей малого и среднего бизнеса. Секьюритизация как
инструмент является отличным источником фондирования,
но в том виде, в котором эта возможность существуют сегод-
ня для портфелей МСБ, она не может быть востребована по
целому ряду причин. В первую очередь потому, что основной
задачи — снижения стоимости фондирования для банков —
это не решит. При заложенном в данные портфели уровне
риска их рыночная стоимость будет слишком низкой. Со-
ответственно, источником фондирования секьюритизация
в данном случае не станет. Но если государство рассмотрит
возможностивыступать гарантированныминвесторомтаких
бумаг, обеспечивая определённое субсидирование и спрос, то
ситуация изменится в лучшую сторону.
О секьюритизации как об отличном инструменте рас-
ширения ресурсной базы я говорю не голословно. Транс-
капиталбанк в декабре 2013 года осуществил дебютную
секьюритизацию ипотечных кредитов на общую сумму
4,4 миллиарда рублей. Это позволило нам дополнительно
диверсифицировать базу фондирования, а привлечённые
средства были направлены на дальнейшее развитие ипотеч-
ного кредитования.
3
Конечно, отзыв лицензийу почти60 банковинебанковских организацийв 2013 году
не мог не повлиять на сберегательное поведение граждан. Они стали осторожнее
и подозрительнее, и не без причин. Ведь очевидно, что наметилась новая тенденция: если
раньше «под снос» попадали банки, которые были «непонятны» и зачастую не могли по-
хвастаться ни широкой продуктовой линейкой, ни узнаваемым брендом, то в этот раз
в списках знакомые всем лица и имена: Мастер Банк, «Пушкино», Мой Банк и ряд других
значимых в прошлом игроков, как федерального, так и регионального уровня.
Нашбанк специализируется на ипотечном кредитовании, и мы заметили, что начиная
с марта этого года население опять стало проявлять интерес к «кирпичу» и количество
сделок с недвижимостью, в том числе за счёт кредитных средств, выросло. Насколько по-
купка недвижимости как инструмент сбережения средств является альтернативой депози-
там—это вопрос, на мой взгляд, интересный, и заслуживает отдельного рассмотрения, но
в целом это разные по ликвидности инструменты вложений, поэтому я не рассматривала
бы их как альтернативу друг другу. Предсказать поведение вкладчиков сейчас непросто,
и для банков это не меньшая проблема, чем для вкладчиков. Планирование ресурсной
базы банка нельзя пересматривать ежедневно. Наш банк, например, во многом зависит
от стабильного поведения вкладчиков, когда речь идёт о «длинных» деньгах. Наша база
долгосрочных ресурсов на 98% состоит из вкладов физических лиц сроком свыше года.
Очевидно, что репутация и история банка решают всё, когда речь идёт о вкладчиках
и их поведении. Показатель роста нашего депозитного портфеля за I квартал 2014 года со-
ставил 7,5%, а показатель лояльности вкладчиков (клиентов, которые не забирают вклады
после окончания их срока по договору) достиг 68%. Сам портфель депозитов частных лиц
за год вырос на 26,5% и на 1 апреля составил 2 347 миллионов рублей (годом раньше —
1 857 миллионов рублей). И это притом, что банк никогда не вёл агрессивной политики
привлечения средств населения, и уже более года не баловал своих клиентов специаль-
ными акциями по вкладам.
В этом году мы празднуем свойюбилей—20 лет на рынке. За это время мы смогли вы-
строить бизнес, который, очевидно, понятен нашим клиентам и внушает им доверие.
КЛИЕНТЫ СТАЛИ
ОСТОРОЖНЕЕ
Мария ПРОКОШИНА
Вице-президент
Банка ИТБ
52
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2014
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ