о войне в Афганистане, Чечне. Все эти
книги попали почти в 2000 библиотек.
Эта работа продолжена и сегодня,
и уже выпущено восемь новых книг,
среди них «Блокада» А. Чуковского,
«Россия молодая» Ю. Германа, книга
о генерале Ермолове и др.
БДМ:
Каковы сейчас, по-вашему, роль
писательских союзов и значение
премий?
Надо с неким прискорбием констати-
ровать, что роль творческого союза
резко снизилась. Деятельность его
сводится, по существу, к общению
друг с другом. Заинтересованность
государства в поддержке писате-
лей почти нулевая. Очень тревожит
и то, что практически не ведётся ра-
бота с молодыми писателями. Соб-
ственной издательской деятельно-
сти нет, как не проводятся никакие
крупномасштабные мероприятия:
книжные фестивали, круглые столы
и пр. Всё, как правило, упирается
в деньги, а точнее — в их отсутствие.
Что касается премий, то сегодня их
много, и для писателя они важны,
однако премии у нас никак не вли-
яют на покупательную способность
населения. В этом отношении пока-
зателен пример Франции, где про-
дажа книг, получивших Гонкуров-
скую премию, доходит до миллиона
проданных экземпляров, потому что
там знают, как продвигать литерату-
ру. Ежегодно мы проводим вручение
Литературной премии им. Валенти-
на Пикуля, учреждённой в 2004 году
издательством «Вече» совместно
с ВМФ РФ, Общероссийским дви-
жением поддержки флота, Союзом
писателей России, Международной
ассоциацией писателей баталистов
и маринистов. Премия присуждается
в трёх номинациях: художественные
произведения; публицистика; осо-
бый вклад в развитие и пропаганду
исторической и героико-патриоти-
ческой литературы.
БДМ:
Вы создаёте поэтические фото-
альбомы — «По свету с камерой
и рифмой. 100 удивительных и за-
поведных мест мира», «По русским
далям и просторам. Альбом фотости-
хотворений». Какой реакции на ваши
книги вы ждёте от своих читателей?
Какие чувства и эмоции они должны
в них вызвать? Может быть, чему-то
научить?
Конечно, я хочу передать всю силу
своего восхищения теми местами, где
пришлось путешествовать. Хочется
побудить читателя не только быть со-
причастным моим собственным чув-
ствам, ощущениям, но заставить его
увидеть их по-новому, а может быть,
и отправиться в те края, чтобы он сам
увидел воочию всю их красоту. Кроме
того, мои посещения Святого Афо-
на, Ирана стали для меня началом
неких исторических исследований,
погружения в историю. Особое вос-
хищение в Иране вызвали у меня
увиденные воочию памятники Древ-
ней Персии — империи, включавшей
в себя и земли народов, населявших
территории кавказских и азиатских
республик, входивших в состав СССР.
«Молчат поникшие руины / Эпохи
жертвенных царей…» Наибольший
эффект воздействия оказал на меня
Персеполь — столица династии ахе-
менидов, которую они начали строить
около 515 года до н.э. На мой взгляд,
по впечатлению на путешественника
этот город превосходит развалины
Древнего Рима, Карфагена, Эфеса
и близок к такому же ошеломитель-
ному воздействию Петры. Когда ты
поднимаешься по парадной лестни-
це и проходишь через «Врата всех
стран», охраняемые знаменитыми
крылатыми «человекобыками», а по-
том видишь очертания «Зала ста ко-
лонн» и прикасаешься к «барельефу
данников», запечатлевшему предста-
вителей 23 подвассальных народов
Персии, то перед тобой как будто
вживую возникают картины былой
эпохи величия и славы. Интересные
ощущения владели мной и в Теге-
ране, когда я отправился по местам,
где бывал Грибоедов и где погиб. Там
практически ничего не изменилось: те
же узкие кривые улочки, те же дома.
Атмосфера дня нынешнего сплетает-
ся с историей и даёт некий сильный
импульс к собственным дальнейшим
изысканиям.
История — это
постоянно пульсирующая,
животворящая
кровеносная система
жизни народа
, его памяти,
как бы пафосно
это
ни звучало.
Именно она
питает энергетику
народа
108
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮЛЬ 2014
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ