институтов. Мы, собственно, это уже
и наблюдаем на примере формирова-
ния новой роли БРИКС.
Одновременно обострились
и давние противоречия, заложенные
в трактовке человека как участника
экономической деятельности. Ещё
в парадигме Адама Смита «эконо-
мический человек» уже учитывался
в редуцированном «отоваренном»
состоянии. Идея была продолжена
марксистскими разработками в ло-
гике «товар–деньги–товар», а в ра-
ботах современных неолиберальных
экономистов «коммодификация»
человека приобрела уже открытый
антигуманный по своей сути ха-
рактер. Привело же это к тому, что
в возбуждённых могуществом гло-
бального доминирования головах
и вовсе возникло предположение,
что экономика может функциони-
ровать без участия человека — сама
по себе, как отдельное достижение
цивилизации. В рамках финансово-
экономической модели humane went
of the human being, а также в идеоло-
гии глобального доминирования на-
бирает силу процесс отчуждения че-
ловека от цивилизации, от смыслов
и содержания человеческого суще-
ствования. Но одновременно растёт
и понимание, а теперь уже и массо-
вое неприятие подобных «шизофре-
нических» трансформаций.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГОВЫХ ПРОЦЕССОВ
Мы неоднократно отмечали, что
«диалог цивилизаций» — не бла-
гопожелательная умозрительная
конструкция. Это естественный
мировой процесс узнавания наро-
дами друг друга, поиска принципов
и форм совместного существования,
раскрытия своих потенциалов и ре-
альных возможностей. Он носит дол-
госрочный характер и опирается на
богатый исторический опыт. В кон-
це XIX века, например, европейская
и российская научные школы прак-
тически составляли единый интел-
лектуальный механизм, и никому
и в голову не приходило вводить
какие-либо визовые или «санкцион-
ные» ограничения.
Однако современное культурно-
политическое пространство Евро-
пы, несмотря на обилие диалоговых
форматов, всё меньше видится мне
пространством «диалога цивилиза-
ций». Ложный концепт европейского
мультикультурализма в сочетании
с изначально разделительным, кор-
поративным характером его приме-
нения лишь усугубляет непростую
социально-экономическую ситуа-
цию на континенте и со всё большей
очевидностью ведёт к разрушению
цивилизационной идентичности
и целостности Европы.
Основные успехи мы видим как
раз в тех странах, которые на госу-
дарственном уровне приняли кон-
цепцию «диалога цивилизаций»
как базовую основу своего перспек-
тивного развития. Это можно про-
следить на примере многолетних
и успешных усилий по нормализации
китайско-индийских отношений. По
тому же пути выстраивается рос-
сийско-китайское взаимодействие.
Сошлюсь, в частности, на проект
«шёлкового пояса развития». Он
возник несколько лет назад здесь, на
Родосском форуме, как обществен-
ная концепция формирования прин-
ципиально новой геоэкономической,
геополитической и геокультурной
реальности солидарного развития на
евро-азиатском континенте — и по-
лучил название «Трансевразийский
пояс Razvitie».
Но в мире, к сожалению, сегодня
превалируют противоположные тен-
денции. В 2014 году под прицел гло-
бального олигархата, заинтересован-
ного в утверждении монополярного
доминирования, попала Российская
Федерация. Исчерпав арсенал «мяг-
кой десуверенизации» в виде проек-
тов, навязывающих странам чуждую
им практику общественной жизни,
в том числе ювенальную юстицию,
признание однополых браков и иных
форм гендерной деградации, силы
глобального доминирования при-
ступили к эскалации вооружённого
конфликта.
В третий раз за последнее столе-
тие Россия оказывается перед реаль-
ной угрозой своему суверенитету.
При этом грубо замалчиваются и не
принимаются в расчёт диалоговые
инициативы правительства страны,
сотни тысяч беженцев, которых она
в авральном режиме принимает на
своей территории, и даже демокра-
тическое изъявление воли жителей
регионов, оказавшихся в эпицентре
конфликта. Решение о практическом
применении доктрины «американ-
ской исключительности» принято и,
по мнению её апологетов, подлежит
исполнению.
Мы полагаем, что следующим
этапом борьбы за достижение пол-
ного тоталитарного контроля над
глобальной политикой и экономи-
кой станут нападки на Китай, на
только что стартовавший проект
БРИКС, на развивающийся ШОС,
за присоединение к которому недав-
но высказались Индия и Пакистан.
Иными словами, под прицелом на-
ходится общественная суверен-
ность. И наша задача — противо-
стоять этой агрессии, предложив
в противовес справедливые и мир-
ные модели сосуществования, со-
лидарного развития человеческих
общностей.
В рамках модели
humane went
of the human being
набирает силу
процесс
отчуждения
человека
от цивилизации
, смыслов и содержания
человеческого
существования
14
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2014
БЕЗ ГРАНИЦ