Стр. 25 - BDM_2014-11

Упрощенная HTML-версия

Ведь инфраструктура — экономиче-
ское выражение свободы, она создаёт
возможности развития для всех.
БДМ:
Но это ведь совсем другая
картина. И что требуется, чтобы
она стала реальностью?
Вот уже больше года Россия стоит
перед этой развилкой. Суть её в том,
чтобыперейти, наконец, от разворовы-
вания советского наследства—под эту
задачу и было в своё время создано го-
сударство — к нормальному развитию
экономикии общества. Но руководства
правительства иБанка России последо-
вательно выбирают либеральный путь,
который, как и в 1990-х, может приве-
сти к самым печальным последствиям.
БДМ:
Полагаю, что выбрать: на-
лево идти или направо — не
самое трудное. Где деньги брать?
Мы уже четверть века живём в ус-
ловиях, когда эмиссия привязана
к объёму валюты, поступившей
в страну от экспорта…
Не всегда. В последние полтора–два
года мы имели целевое рефинансиро-
вание банковской системы.
БДМ:
В кризисной ситуации. А что-
бы в нормальной ситуации сохра-
нить самостоятельную эмиссию,
требуется глубокая внутренняя
перестройка.
Вообще-то последние полтора–два года
ситуация всёже не кризисная. Для нор-
мализации финансовой политики не
надо ничего ломать, достаточно обой-
тись простыми регулятивными изме-
нениями: внести коррективы в нор-
мативы, дифференцировать уровни
резервирования. Валютный контроль
у нас никто не отменял: если вы вывоз-
ите за границу больше 600 тысяч руб-
лей, то это сразуфиксируется. Остаётся
лишь преобразовать нынешний фор-
мальный контроль — в реальный.
БДМ:
Это напоминает своего рода
заклинание: о том, что нужно
бороться с монополизмом, мы
говорили в 1990-е и продолжаем
говорить сейчас. Что изменилось?
Да не нужно бороться с монополиз-
мом, поскольку это естественное
свойство крупного производства.
Речь должна идти о злоупотреблени-
ях монопольным положением. А для
этого антимонопольной службе необ-
ходимо обеспечить финансовую про-
зрачность поднадзорных структур.
Это первое её право и, кстати сказать,
обязанность. А второе право — при
резких изменениях цены вернуть
положение к исходному состоянию
и уже в спокойном режиме прово-
дить расследование. Так это принято,
например, в Германии.
БДМ:
Но что мешало ввести такой
механизм 10 лет назад?
Прежде всего, наверное, то, что это
непросто. Обеспечить финансовую
прозрачность крупной корпора-
ции — сложная задача. Но решать её
всё равно нужно. Тем более что одно-
временно мы подбираемся и к дру-
гой нашей беде: если монополия не
сможет злоупотреблять своим поло-
жением, то чем же они, извините, бу-
дут платить взятки? Из собственного
кармана? Так что нужно начинать.
Создать надлежащую инструкцию,
ввести её постановлением правитель-
ства и—исполнять. На первых порах,
естественно, не всё будет получаться,
но если постараться, то всё равно по-
лучится.
БДМ:
Однако вы только что назвали
отпущенный нам срок — август–
декабрь будущего года. Наверняка
не успеем…
Само создание таких механизмов
и начало движения в этом направле-
нии станет мощным фактором, сдер-
живающим негативные процессы
в экономике.
БДМ:
А звено, за которое нужно
потянуть, чтобы вытащить цепь, —
это крупные монополии?
Всё зависит от конкретной ситуации.
Если самое уязвимое место у нас —
торговые сети, значит, начинать нуж-
но именно с них. Если энергетика —
значит, сосредоточиться нужно на
ценообразовании именно в этой от-
расли, где злоупотребление положе-
нием начинается уже с методик рас-
чёта себестоимости.
БДМ:
Но для такого контроля — что-
бы реально добираться до вну-
тренних методик — государству
придётся сформировать ещё один
аппарат, аналогичный действую-
щему в монополиях.
Совсем не обязательно. Налоговая
служба достаточно эффективно ре-
шает свои задачи, не дублируя бух-
галтерские службы поднадзорных
предприятий. И во всём мире дело так
поставлено. Почему в развитых стра-
нах прекрасно обходятся относитель-
но небольшими группами аудиторов,
а у нас это невозможно?
БДМ:
Так об этом я, собственно,
и спрашиваю. Почему всем оче-
видные задачи два десятилетия не
решались, а теперь вдруг решатся,
да ещё и в такие жёсткие сроки?
Это политический вопрос. И как
всегда, он болезненный. Пока систе-
ма располагала ресурсами, его мож-
но было отодвигать, что и делалось.
Но сегодня ресурсы исчерпаны. Вдо-
бавок чётко проговорена консоли-
дированная позиция Запада: она за-
ключается в том, чтобы уничтожить
Путина как политическое явление,
а если удастся — то и физически.
Говорится об этом предельно откро-
венно.
Вопрос поэтому приобретает
принципиально иное звучание — он
непосредственно затрагивает мно-
гих из тех, кто принимал участие
в становлении и развитии системы.
А значит, и побудительная мотивация
иная — она уже не сводится к просто-
му и естественному желанию сделать
лучше, чем было, а заключается, ско-
рее, в простом выживании. Отсюда
и мой оптимизм: государство пока ещё
имеет возможность осознать новую
ситуацию и переформатировать себя.
Беседовал
Виталий КОВАЛЕНКО
НОЯБРЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
25
БЕЗ ГРАНИЦ