Стр. 115 - BDM_2014-12

Упрощенная HTML-версия

людьми тоже стали иными. Люди ста-
ли больше приспосабливаться к тре-
бованиям современной жизни, но по-
прежнему перед ними стоит вопрос
выживания — просто поменялись его
условия.
БДМ:
Как может измениться быт за
50–100 лет?
Быт даже сейчас в основном определя-
ет реклама, выпускаемая и доступная
по цене продукция. Следующие поко-
ления будут ещё более восприимчивы
к таким манипуляциям. Но всегда бу-
дут существовать сообщества, стро-
ящие свою жизнь и быт по иным, не
массовым, правилам, в том числе эт-
ническим, но не обязательно — соб-
ственным, возможно, полагаясь на
эстетическое разнообразие и ориги-
нальность. Например, в век массовой
продукции дубайские мастерские про-
должают изготовлять традиционные
ювелирные коллекции — вручную.
Тайские резчики делают уникальную
деревяннуюмебель с этническими эле-
ментами, взятыми из местного эпоса,
тоже ручным способом. Китайские на-
циональные ткани изготавливаются из
особого шёлка и особым ручным тру-
дом опытных ткачей. Часто профессии
таких людей являются наследуемыми...
И продукция такого типа остаётся
востребованной, правда, для тех, кто
может себе позволить подобную ро-
скошь. Что раньше было просто тра-
дицией, бытом и обыденностью, в век
технологий и массовой продукции
стало — искусством.
БДМ:
Всё ли из уникальных навыков
мастеров можно сохранить для по-
томков?
Многое уже утрачено, но ещё есть вре-
мя что-то сохранить. Одно из древних
поселений на территории Армении,
где мне довелось побывать, — Гюмри.
В течение веков у города менялись на-
звания: Кумайри, Гюмри, Александро-
поль, Ленинакан — и снова вернулось
историческое имя Гюмри. Примеча-
тельна сама история его названий.
Гюмри был построен на месте древне-
го поселения эпохи бронзы. Древне-
греческий историк Ксенофонт в своём
«Анабасисе» упоминает о Гюмниасе
как о «большом, богатом и многолюд-
ном» городе. В последующие века
период расцвета сменился упадком.
Армянский историк Гевонд упоми-
нает о нём как о селении Кумайри во
времена арабских завоеваний VII века.
Здесь живёт известный мастер,
делающий уникальные кружки из
металла. Эти кружки с особым секре-
том — они издают булькающий звук,
если налить в них воды... Традицион-
ная гюмрийская кружка имеет изящ-
ную форму, напоминающую неболь-
шой кувшинчик с изогнутой тонкой
ручкой. Она изготавливается из меди,
это трудоёмкая ручная работа, требу-
ющая многолетнего опыта и знаний,
когда-то передающихся по наследству
в семьях гюмрийских мастеров. Когда
мастер заканчивает работу над своим
изделием, он мягко полирует поверх-
ность — и тогда в его руках пробуж-
дается сияющий золотистым светом
шедевр. Нигде, кроме Гюмри, не умеют
делать подобную вещь. Про неё мест-
ные жители говорят с искренней лю-
бовью и уважением как о характерной
особенности своего национального
достояния. Форма кружки выбрана не
случайно, и это не просто дань красо-
те. Её практичность кроется в том, что
именно в удлинённом сосуде, имею-
щем дно более широкое, чем горлыш-
ко, вода дольше сохраняет прохладу.
У этой удивительной кружки есть своё
название—
мушурба
. Сами гюмрийцы
утверждают, что «тот, кто не пил воду
из мушурба, тот не знает вкус насто-
ящей воды». Но на этом чудеса не за-
канчиваются. Если слегка наклонить
кружку, она забавно забулькает, слов-
но тоже решила утолить жажду, соста-
вив вам приятную компанию. Внутри
дно кружки имеет небольшую декора-
тивную выпуклость, истинная функ-
ция которой является секретом масте-
ра, который перешёл к нему от отца,
такого же искусного мастера. Во время
визита в Гюмри мне посчастливилось
своими глазами увидеть такого масте-
ра за работой. Его руки потемнели от
работы с металлом, а тёмный металл,
наоборот, приобретал солнечный свет
от душевного тепла его рук, металл об-
ретал жизнь. Работал мастер самыми
простыми инструментами; наверное,
такими же пользовались его дедушки,
сидя на старой табуретке, под крышей
обычного дома с деревянными сту-
пеньками крыльца. Мастер был слегка
смущён нашим неожиданным визи-
том, но в конце беседы всё равно не
оставил без подарка. Уезжая из Гюмри,
я увозила с собой настоящую мушур-
ба, созданную потомком древних гюм-
рийских мастеров. На ней есть специ-
альное клеймо или инициалы мастера.
И вода в ней действительно приобре-
тает особенный вкус…Но этот мастер
может оказаться последним, знающим
секрет изготовления.
БДМ:
Существует множество историй
и преданий о неописуемой роскоши
индийских владык — раджей. Правда
это или вымысел?
Британская Индия включала в себя
565 признанных британцами отдель-
ных королевств (третья часть всей
Индии), которые всегда придержи-
вались независимости. Среди них
только 118 занимали высшую ступень
иерархической пирамиды и имели
особые привилегии, 327 менее значи-
мых управлялись британскими чинов-
никами, хотя и не были подданными
Британии. Раджами таких княжеств
обычно были крупные землевла-
дельцы и аристократы. Королевства
ДЕКАБРЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
115
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ